Несколько слов об «эмоциональных расходах»
Медленно, но уверенно, россияне пошли по пути Европы и Америки, превращаясь в общество потребителей. При этом на общую картину не влияет даже отсутствие средств для каких-то покупок – ведь сегодня банковское кредитование стало таким быстрым и легким, что об этом можно даже не задумываться. Вместе с тем все больше наших сограждан начали замечать, что нередко поддавшись рекламе они тратят деньги на то, что им не очень-то и нужно было. А вот на действительно необходимые расходы средств уже не хватает, так как приходится еще и по кредитам платить. За рубежом подобные покупки называются «эмоциональными расходами» и сложились целые правила поведения для тех, кто хочет таких расходов избежать.
Что такое эмоциональные расходы?
Эмоциональными называются траты, при которых вы покупаете что-то, что вам не нужно – а порой, когда не очень и хочется. Сюда относятся все покупки, сделанные от скуки, в период депрессии, по незнанию и даже в моменты радости – например, отметив покупкой повышение на работе. Конечно, нет ничего плохого в покупках, которые вы можете себе позволить и которые совершаете время от времени. Однако если траты ваши превосходят ваши возможности а после очередной такой покупки вы бегаете по друзья в попытках перехватить «пару тысяч до зарплаты», самое время принимать жесткие меры. При этом если верить специалистам-психологам, избегать таких эмоциональных трат совсем не сложно.
Импульсивные покупки
Основной совет, который можно услышать любителям опустошать свои кошельки по поводу и без – остерегаться приобретать что-либо под влиянием импульса. Это совершенно не значит, что вы не должны приобретать даже жевательную резинку у кассы супермаркета. Однако если идя по магазинам вы, например, изначально не собирались приобретать обои на распродаже (третью пару туфель, новый мобильник), а увидев их «возгорелись таким желанием», подавите первый импульс и выждите 24 часа. За это время вы спокойно обдумаете необходимость такой покупки – а может, даже в соседнем магазине найдете лучше и дешевле. В любом случае если за это время вы пришли к выводу, что приглянувшаяся вещь вам нужна, можете идти и смело покупать. Хотя в большинстве случаев несостоявшийся покупатель просто «остывает», тем самым экономя семейный бюджет.
Рекламе – нет
Примите всевозможные меры по ограничиванию доступа к рекламе – не заказывайте каталогов и не глядя выбрасывайте все рекламные проспекты, которыми почти всегда заполняют наши почтовые ящики. Любителям онлайн-покупок можно посоветовать скачать и установить одну из тех программ, назначение которых – блокировка всякого рода рекламы на просматриваемом сайте. Любите смотреть телевизор? Найдите повод выходить из комнаты когда начинаются рекламные блоки – или переключайте на другой канал. А то и вовсе – перейдите на интернет-вещание, где (опять-таки с помощью специализированных программ) реклама будет идти «мимо вас». Чем меньше вы будете знать о доступности каких-то (в большинстве случаев ненужных) товарах, скидках и распродажах, тем меньше будет у вас возможностей стать обладателем ненужной вещи и дыры в семейном бюджете.
Ищите альтернативу
Если вы из тех шопоголиков, для которых сам процесс покупки является способом снять стресс вне зависимости от полярности полученных эмоций (получили нагоняй от начальства или же премию), придется искать альтернативные решения для избавления от такой психологической зависимости. Такими решениями могут стать визиты в спортзал или, например, беседы с друзьями. Если же желание хоть что-нибудь купить непреодолимо, купите что-нибудь очень недорогое и действительно полезное – например, книгу, небольшой букет цветов, шоколадку. Только следите, чтобы такие «отступления» были редкими.
Просто можно попробовать использовать следующий метод: захотелось вам купить какую-либо вещь, запомните где вы ее видели и пройдитесь по соседним магазинам. Если в течение получаса желание ее купить у вас еще не исчезло, то смело покупайте.