Выбор лизинговой компании – мифология и реальность
Лизинг на сегодня все активнее завоевывает свои позиции на рынке бизнес-кредитования, а в последнее время к этому финансовому инструменту получили «доступ» и физические лица. Впрочем, разобравшись в тонкостях процесса и приступая к непосредственно выбору компаний, предоставляющих такие услуги, предприниматели нередко руководствуются общими слухами и мифами, вовсю царящими на соответствующих рынках. По каким же критериям выбирать лизинговую компанию и насколько стоит верить мифам о подобных организациях?
Выбор лизинговой компании – по ставкам
Многие предприниматели искренне полагают, что тем лизинговым компаниям, которые «принадлежат» банкам, и тем, которые «живут» на госфинансировании, используемые ими ресурсы достаются куда дешевле, чем другим, а значит, и вознаграждение за свои услуги они могут «просить» меньшее. Такой подход не совсем верен. Рынок лизинга и специфичность услуг, а значит, и последующее ценообразование отличается от банковских схем и зависит не от того, во сколько лизинговой компании «обошлись» полученные ресурсы, а от того, в какой сфере она работает. Так, в отдельных секторах рынка эти организации работают, ориентируясь даже не на клиента, а на поставщиков в отношении предлагаемых ими цен. С другой стороны, компании, получающие госфинансирование, действительно имеют возможность более широко оперировать устанавливаемой платой за услуги.
Ограничения банковских лизинговых компаний
Принято считать, что те лизинговые компании, которые «привязаны» к своим банкам, ограничены в своей деятельности, так как привязаны и к финансированию банка, и к его продуктам. Однако говорить так можно лишь о лизинговых компаниях небольшого размера, да и то, только в случае, если кредитная организация выступает единственным источником средств. Тогда руководству компании приходится каждую сделку оговаривать с банковским руководством, которое нередко находится в другом регионе. Для предпринимателя, который хочет воспользоваться лизингом, это будет означать более длительный срок оформления сделки, и более скрупулезное изучение клиента. Отдельно стоит сказать, что у таких небольших компаний
договора лизинга заключаются на некрупные суммы, да и сроки действия эти сделок невелики. Вместе с тем если банковская лизинговая компания развивается, для дальнейшего расширения одних только средства банка-«донора» становится недостаточно, начинается привлечение средств извне (выпуск облигаций, заем средств в третьем банке). Тогда давление и контроль со стороны «родительской» кредитной организации ослабевает, и компания получает большую свободу «в общении» с клиентами.
Равнение на клиента
Еще одним мифом является мнение о меньшей клиентоориентированности банковских лизинговых компаний, так как этих самых клиентов компании поставляет банк. Вместе с тем эксперты не перестают говорить, что формирующийся поток клиентов и само понятие клиентоориентированности – понятия крайне разные. И, хотя, действительно, нередко вопросы привлечения клиентов в банковские лизинговые компании решаются в административном порядке, при отсутствии должного к себе отношения, клиенты попросту будут уходить в другие лизинговые компании. А это обязывает компании максимально внимательно относится к приходящим клиентам.