Станет ли ситуация на Кипре моделью для будущего? Часть 1 – политики «за»
Будет ли кипрское решение финансовых проблем моделью для решения аналогичных затруднений в других регионах ЕС? Одно только предположение такого развития событий вынудило рынки резко снизить свою активность. Однако все большее число европейских политиков в открытую заявляют о том, что акционеры и инвесторы банков должны в полной мере принимать на себя все риски, которые они спровоцировали своей деятельностью.
Оговорка?
Первоначальный план Йеруна Дейсселблума состоял в том, чтобы просто держать все на прежнем уровне, «чтоб не хуже». Когда 47-летний министр финансов Голландии стал главой Еврогруппы, первое, что он сделал, это удалил свой аккаунт в Твиттере. На встрече министров финансов регионов еврозоны он предоставил возможность высказываться своим коллегам. Да и с журналистами он ведет себя не менее скромно. Кажется, Дейсселблум просто решил занять первое место в списке самых скучных бюрократов в Брюсселе. Так казалось всем, пока именно он не взорвал бомбу с предложением о спасении кипрских банков. Новизна состояла в заявлении главы Еврогруппы, что модель спасения банков Кипра вполне может стать моделью для всей зоны евро. В дальнейшем, заявил политик, прежде чем направлять пакеты помощи, стоит сначала рассмотреть не могут ли спасать проблемные банки их акционеры, держатели облигаций и крупные вкладчики. Тем самым можно было бы избавить европейских налогоплательщиков от необходимости платить по чужим счетам. Кипр в качестве модели? Как только Дейсселблум закончил комментировать ситуацию перед представителями международных агентств, как тут же весь мир смог ощутить последствия. Курс евро на всех мировых валютных рынках снизился до 4-месячного уровня, а лидеры ЕС тут же заставили бюрократа пойти на попятную и заявить, что его неправильно поняли, и что ситуация на Кипре – это «особый случай». В Берлине же вовсю начали распространять карикатуры на Дейсселблума. Впрочем, насмешки могут оказаться преждевременными, так как политик просто высказал на публику то, о чем уже задумываются в европейских кулуарах. В европейском парламенте и некоторых континентальных столицах многие говорят, что самое время финансовому сектору взять на себя большую долю расходов, связанных со спасением проблемных банков.Само-спасение
Впрочем, кто бы что не говорил, на карту поставлен не только успех в борьбе с финансовыми организациями. Речь идет об основных принципах контроля за спасением ЕС. После того как в 2008 году рухнул Lehman Brothers, всю ответственность за последствия приняли на себя налогоплательщики ЕС. Проблемные банки, такие как HRE в Германии или испанский Bankia все это время находились на «искусственном поддержании жизни». Конечно, акционеры и кредиторы этих банков были спасены. Преимуществами наслаждались не только игроки мировых финансовых рынков, но и крупнейшие банковские центры – такие как, например, в Лондоне или Люксембурге – которые только посмеивались, глядя как их правительства балансировали, пытаясь спасти свои финансовые институты.
Теперь же все большее число политиков и экспертов требуют положить конец таким договоренностям. Даже действующий германский канцлер заявила, что в будущем банки должны спасать себя сами. С ней согласен член правления центрального немецкого банка, который убежден, что восстановление финансового сектора возможно только при отсутствии столь явных гарантий для банков. Именно эти гарантии стали причиной легкомысленного инвестирования германскими банками в дешевые акции, финансирования испанскими и ирландскими банками сомнительных проектов недвижимости, формирования из банков Кипра центров для тех, кто хочет уклониться от налогов. И именно гарантии стали виной разбухающим балансам банков, которые нередко превышали стоимость годовых экономических показателей их стран. Теперь же финансовые сектора стран должны быть разработаны таким образом, чтобы национальная экономика могла справиться со спадом своими силами.