Сделка а-ля Фауст или Чем может закончиться «дружба» банков с правительствами?
Банки и государства играют с огнем. Банки скупают суверенные облигации, чтобы заручиться молчаливым утверждением стран, что в случае необходимости они будут поддержаны. Однако все чаще можно услышать, что такой симбиоз создает беспрецедентную угрозу для всей системы. В отдельных кругах уже высказываются мнения, что банки нужно укрощать, что погоня за краткосрочными прибылями бессмысленна, как бессмысленен и строй, в котором политика и жизнь людей стали заложницами финансовых рынков.
Одним из германских политиков был подготовлен достаточно солидный и конкретный документ, касающийся этих вопросов. Однако и в нем не указано то, что больше всего волнует всех – катастрофическая степень зависимости стран от банков. И чем глубже европейские государства погрязают в своих долгах, тем эта зависимость становится сильнее. Правительства испытывают особое пристрастие к заемным деньгам – и банки это пристрастие в полной мере удовлетворяют, скупая суверенные облигации. В качестве негласного вознаграждения же ожидается не больше ни меньше – гарантия выживания кредитно-финансовых структур. В результате если какой-либо банк спровоцирует коллапс, для его поддержки правительство будет использовать деньги налогоплательщиков.
Наполнение облигациями
Такие сделки между банками и правительствами можно назвать фаустовскими пактами. Государства нуждаются в помощи кредиторов, привлекая все большие средства – и отдают свои судьбы в руки фондовых рынков. Так, на сегодня на покупку суверенных облигаций европейскими банками уже потрачено более 1600 миллиардов евро. Впрочем, тем правительствам, которые затрудняются предсказать результаты такого «сотрудничества», можно посоветовать обратить внимание на наиболее яркий пример – Грецию. Страна является фактически неплатежеспособной, однако реализация схем по-прежнему продолжается. Правительство выпускает краткосрочные облигации (потому что долгосрочные обеспечить не в состоянии) и продает их греческим банкам в периоды, когда задерживается очередной транш от еврозоны. Греческие же банки финансируют свою «больную» страну не потому, что имеют от покупки облигаций какую-то прибыль, а потому, что могут использовать эти облигации как залог от Центрального банка Греции для получения собственных «свежих» вливаний. Такие же схемы используют и банки Италии и Испании.
Замкнутый круг
В краткосрочной перспективе такие схемы для банков очень выгодны, однако при их проведении в бухгалтерских книгах формируются все более и более рискованные активы. И чем больше «запасов» банков переходят в облигации, тем выше эти риски. Один из профессоров банковского дела уже обнародовал выводы о том, что если кто-то действительно хочет достичь стабильности в банковской системе, нужно прекратить ее использование в качестве средства для государственного финансирования. Однако именно это делают европейские страны и органы надзора. Каждый раз, формулируя все новые правила для банковской отрасли, они попросту избегают говорить о привилегии банков в отношении государственного финансирования. Дабы не быть голословными, приведем хотя бы один пример такого отношения. Так, например, согласно новым планам, вступающим в силу с будущего года, банки обязаны увеличить объемы собственного капитала, чтобы поддержать рискованные инвестиции и кредиты. Что включено в перечень рискованных инвестиций? Почти все – кроме суверенных облигаций, которые могут быть не подкрепленными никаким капиталом вообще. В свете последних событий, когда банкам пришлось списать многомиллиардные убытки по греческим облигациям, оговорка становится весьма существенной. И так – практически по всем нововведениям, которые якобы призваны обеспечить стабильность банковской системы. В результате такой уютный симбиоз банков и правительств продолжает работать – до поры до времени.