Банковский кризис в Европе принимает новые формы
Германский Бундесбанк, похоже, совершенно не боится играть роль злого гения. В прошлом году он выступал против схемы Европейского центрального банка по потенциальной покупке неограниченного количества облигаций – стоит ли удивляться, что это обещание закончилось очередной горячей фазой кризиса евро. На минувшей неделе главный немецкий банк критиковал правила, которые поощряют желание европейских банков повесить свои долги на свои правительства.
Германия снова недовольна
Президент Бундесбанка правильно сформулировал повестку дня. В конце концов участие банка в кредитовании правительства является лишь половиной того, что было названо порочным суверенным кругом для банков. Между тем когда, например, та же Греция попала в беду, она потащила за собой и банки. Кстати, второй половиной того самого порочного круга является способность проблемных банков утянуть за собой их правительства. Основная проблема как раз и состоит в том, чтобы разорвать этот цикл и при этом не вызвать новый кризис в таких уязвимых странах как Италия или Испания В конце концов если бы их банки вдруг заявили о сокращении финансирования суверенных облигаций, вряд ли у Рима и Мадрида получилось бы себя самофинансировать.Банковский кризис из-за беспечности банков
Вейдман упомянул два правила, которые поощряют банки сгрузить государственные долги. Во-первых, суверенные долги, «висящие» на банках, освобождаются от так называемого режима экспозиции. Этот самый режим означает отсутствие у банков права кредитовать на суммы, превышающие четверть резервного капитала – разумеется, речь идет об одном клиенте. Здесь срабатывает принцип «яиц в корзине» - чем меньше яиц окажется в одной корзине, тем меньше у кредитора будет шансов попасть в беду. Во-вторых, банки все равно должны выделить от любого кредита кусочек столице – на всякий случай, вдруг все пойдет плохо. Вот только такие суверенные действия не сопровождаются требованиями к капиталу.Обе этих нормативных привилегии, которые являются обычной практикой во всем Ире, оправданы с точки зрения идеи, что суверенный долг является безрисковым. Что бы не думали об этом в других частях мира, в еврозоне это правило не работает – особенно если вспомнить, что некоторые правительства не смогут напечатать деньги, чтобы таким образом выйти из долгового кризиса. Более того, долги отдельных стран (ну как тут снова не вспомнить Грецию) являются несколько более рискованными, чем остальные. Такой нормативный фаворитизм означает, что банки со своими суверенными долгами снова двигаются к кризису, а иностранные держатели облигаций бегут от периферии, что провоцирует слабину у кредиторов этих стран.
Кто виноват?
ЕЦБ этому процессу немало помог, предоставив банкам неограниченные запасы дешевых денег на целых 2 года. большая часть была переработана в процессе покупки государственных облигаций, которые сулили более высокие процентные ставки, причем это можно было расценить как двойной риск. Однако с точки зрения банка, который и без того уже одолжил денег своему правительству, подобные действия вполне логичны – в конце концов если их государство обанкротиться, их ожидает та же участь. Так почему бы не понадеяться на лучшее и не получить немного прибыли за это время?Впрочем, Вэйдман такую практику раскритиковал не только из-за ее рискованности, но и из-за снижения рыночной дисциплины. Правительствам уже не так сильно нужно реформировать свою экономику, ведь они и так могут получить деньги от своих кредиторов. Да и банки не очень следят за качеством своих операций, так как легко могут получить деньги от ЕЦБ. Интересно, что до кризиса ЕЦБ не был настолько затянут в этот порочный круг. И хотя понимание происходящего должно придать ему силы для того, чтобы остановить происходящее, пока неясно, поддержит ли кто-нибудь главу Бундесбанка в его опасениях?