Корпоративные долги: новые тенденции и старые проблемы
Прошелся танком по экономикам континентов финансовый кризис – и вот уже крупные западные банки, ограниченные сроками использования привлеченного капитала и под гнетом требования регуляторов, не столь восторженно отзываются о кредитовании компаний на развивающихся рынках. Зато инвесторы по-прежнему охотятся на активы с высокой доходностью – ведь государственные облигации богатых стран это больше предоставить не могут. Спрос порождает предложение – компании развивающихся стран начали массово выпускать свои облигации, ведь их покупают. С момента краха печально известного Lehman Brothers на развивающихся рынках было реализовано международных корпоративных облигаций почти на 700 миллиардов долларов. При этом 89 миллиардов – только за первую половину текущего года.
Корпоративные облигации - долги, подлежащие возврату
Все эти облигации, по сути, являются долгами, которые нужно возвращать. Потому они и вызывают беспокойство в период, когда многие валюты развивающихся стран стремительно дешевеют по отношению к доллару, в то время как доллар продолжает оставаться наиболее распространенной валютой для оффшорных сделок.
Для эмитентов облигаций такие займы становятся слишком дорогими. Возрастают риски, так как помимо изменения соотношения валютных курсов, часто не учитываются и факторы местного значения, которые, тем не менее, существенно влияют на тех самых эмитентов.
Оффшоры не подвели
При этом многие облигации выпускаются не напрямую, а через оффшорные дочерние компании в юрисдикциях с низкими налоговыми требованиями. На Каймановых островах, например. Это является определенным сигналом для управляющих компаний, которым запрещено «отечественное» инвестирование.
Крупнейшие эмитенты, такие как Бразилия и Китай не имеют возможности так тщательно контролировать движение капитала своих корпораций. Однако для тех, кто эти облигации покупает, риски остаются – даром, что технически эти бумаги выпущены Карибским юридическим лицом.
Смотря как считать
Создается искажение. Если считать по стандартной методике, то непогашенные ценные бумаги в иностранной валюте, выпущенные корпорациями развивающихся государств, совокупно стоили к концу июля 679 миллиардов долларов. Но на самом деле, благодаря подставным компаниям и оффшорным сделкам, эта сумма почти в два раза больше.
Ну вот, к примеру: корпоративный долг России официально составляет 42 миллиарда, а на самом деле – 115 миллиардов долларов. У Бразилии разница и того больше – вместо 64 «официальных» миллиардов, фактически ее компании должны миру 175 миллиардов.
Доходы помогут – но их нет
Некоторые развивающиеся фирмы являются уже вполне себе транснациональными корпорациями, имеющими существенные доходы за пределами родины, которые без сомнения помогут им справиться с изменениями в обменных курсах. Вот только в том же Китае крупные компании зарабатывают за рубежом не так уж и много – а ведь Китай в отношении корпоративных международных облигаций является одним из самых плодовитых эмитентов. Потому-то и поговаривают, что для восточного дракона корпоративный долг стал самым уязвимым местом.
Меняется и срок «действия» корпоративных облигаций – он становится все большим. Если в начале «нулевых» он едва дотягивал до 7 лет, то теперь уже слегка превышает 10-летний период. Правда, цены этих облигаций по-прежнему слишком чувствительны к любым изменениям, так как держатели этих бумаг совсем не желают рисковать из-за небольших прибылей.
Продолжение следует
И крепнут на этом фоне опасения, что развивающиеся фирмы, браво торгующие своими облигациями, вскоре не смогут их обслуживать в прежнем режиме и одновременно накапливать резервные средства. Не смогут они и пролонгировать погашение долгов.
Это приведет к очередному перераспределению капитала – управляющие компании начнут избавляться от таких активов, уходя подальше от развивающихся рынков. Так что движение международного капитала еще не закончилось. На очереди – второй этап.