Банковский союз в Европе все же будет
Европа не оставляет надежды до конца года договориться о том, как будут закрываться бедствующие банки. Это часть амбициозного плана по созданию банковского союза и восстановления тех кредиторов, чьи проблемы разрослись после финансового кризиса. Основным препятствием на пути к единогласию стали два вопроса – кто будет принимать решения и кто за это заплатит? Под давлением желания заключить сделку до саммита лидеров ЕС, который состоится на следующей неделе, финансовые министры попытались решить разногласия «с разбега».
И только Германия недовольна…
В целом министры выказывают явный оптимизм в отношении сделки, ожидая того времени, когда к переговорам присоединятся те их коллеги, страны которых не входят в еврозону. И только Германия по-прежнему выступает против любого варианта, который бы подразумевал использование фонда спасения, сформированного этим блоком. Создание агентства, которое получит право закрывать банки еврозоны, а заодно и фонда, который оплатит подобное банкротство, будет означать еще большее углубление интеграции государств, объединенных единой валютой. Однако вопросы, связанные с суверенитетом это, напротив, обострит, равно как и вопрос кто будет платить по счетам.
Банковский союз, подразумевающий наличие единого банковского руководителя на весь блок и единый «карательный орган», является самым амбициозным проектом, запущенным за период долгового кризиса региона. Он призван обеспечить более сильное подкрепление единой валюте и актуален тем более, что
банковский кризис не разрешился до сих пор. Впрочем, германский министр финансов говорит, что шанс на окончание сделки все же есть, хотя работы предстоит еще очень много. И тут же отклонил предположения о том, что он позволит использование Европейского фонда стабильности для кредитования и финансирования расходов на «чистое» будущее европейского банкинга.
Даже встретиться готовы
После более чем 3-летнего потрясения на финансовых рынках и последовавшей вслед за ним капитуляцией Греции, Ирландии, Португалии и Кипра, создание единой банковской системы в зоне единой же валюты рассматривается в спектре решающего значения для защиты от будущих кризисов (что позволяет делать вывод о неотвратимости этих кризисов). Вот только Франция и Германия имеют разное видение того как на практике будет работать этот банковский союз. Берлин, допустим, обеспокоен централизованной властью надзорного органа. А вот Франция, опираясь в этом вопросе на поддержку Испании и Италии, вполне согласна с еще большим единством. В поисках компромисса министры из стран с крупнейшими в Европе экономиками встречались еще раз – правда, о прогрессе этой встречи никто не слышал. На карту поставлено достаточно много – настолько, что и политические лидеры не смогли остаться в стороне. И вот уже к концу месяца придется встретиться двум главам государств, которые ввиду натянутых отношений в последнее время без особой на то надобности стараются не встречаться. Теперь же германский канцлер и французский президент просто обязаны прийти к общему знаменателю.
И вроде банковский союз необходим, но…
В сущности, банковский союз сделает кредиторов зоны единой валюты менее зависимыми от правительств тех стран, где они работают, и ослабят порочный круг высокой взаимной задолженности между банками и властями. Однако для того, чтобы решение всех проблем стало реализовываться с начала 2015 года, министрам придется многое согласовать уже в ближайшие дни. Однако любой компромисс между министрами и Еврокомиссией занимает слишком много времени – хотя как раз сейчас нужно действовать решительно, дабы не спровоцировать очередную панику на рынках. А ведь еще нужно решить каким образом будет оплачиваться реструктуризация или закрытие банка. В то время как такие расходы в конечном счете возлагаются на банковский сектор (система страхования), министры уже согласились с порядком, в котором те, кто имеют отношение к проблемному банку, будут нести ответственность. И все равно договориться еще нужно о многом – а времени почти не осталось.