Новая политика ЕЦБ – все во имя восстановления Ч.2
Явление своего рода противостояния Бернанке и Драги вполне объяснимо – не имея возможности влить деньги непосредственно в экономику, они вынуждены прибегать к помощи банков. А те в свою очередь полученные чуть ли не даром деньги, вместо того чтобы передавать предприятиям, просто копят. В результате замечательная идея просто не работает. И сейчас недостаточно просто спросить сколько на самом деле заслуги ФРС в том, что экономика США пусть и медленно, но восстанавливается. Ответ просто поразителен – риск среднесрочной инфляции не был предотвращен просто потому, что текущие показатели двигаются в другом направлении. Пациент, скорее жив?...
ФРС тоже не правы
Ну да ладно – вон, главный экономист из Wells Fargo говорит, что динамика может измениться очень быстро. Как только денежные массы резко сократятся, дефляция тут же может обратиться высоким уровнем инфляции. Между тем опасная денежная политика может возыметь и побочные эффекты. К чему можно готовится? К драматическому снижению стоимости национальной валюты и так называемой финансовой репрессии, в результате чего инфляция превысит процентные ставки по безопасным инвестициям и «съест» среди прочего активы мелких вкладчиков. Неудивительно, что даже те американцы, которые скептически относятся к истерии немцев вокруг возможной гиперинфляции, обеспокоены экспериментами ФРС. Даже глава канзасского подразделения ФРС говорит о том, что достаточно опасно агрессивно вкладывать деньги в экономику, причем нет совершенно никакого исторического опыта, что на американские центральные банки можно положиться.
Поговорим?
В Германии же в настоящее время экономисты вроде Майкла Гейсе проводят дебаты на тему уже въевшегося в ДНК немцев страха перед неконтролируемой инфляцией. Главный экономист одного из ведущих страховщиков в Германии совсем не стремился рисовать экстремальные сценарии, однако дискуссии по поводу дефляции и инфляции в его исполнении звучат исправно. И он считает, что снижение процентной ставки является неверным сигналом – и теперь дефляционные ожидания вполне могут оправдаться. Может ЕЦБ вообще не стоило так акцентировать на этом внимание общественности – ведь если мысль о дефляции захватит сознание людей, это может накликать беду, ведь если люди перестанут покупать товары, компаниям придется снижать цены – и круг замкнется.
Другое лекарство
Собственно, у главы ЕЦБ в отличие от его американского коллеги есть одна большая проблема – его валютная зона. Вот вроде бы вне зависимости от того финансовые проблемы в Токио или в Осаке – всей Японии нужно одно и то же лечение. Так рассуждает бывший главный экономист
Deutsche Bank. Однако в 17 странах еврозоны сложились дифференциально широкие условия. Хотя в странах и одинаковые валюты, конкурентоспособность у них разная. Потому-то для достижения идеального состояния роста в Южной части Европы от Греции до Франции цены должны упасть, зато они должны вырасти в Германии и других государствах. Получается парадокс – еврозону нужны одновременно и дефляция и инфляция, все зависит от той страны, чью экономику рассматривать. И вот так уже становится понятным почему Германия так опасается роста цен, в то время как Южная Европа всерьез боится их снижения.
Если цены все же сдвинуться…
Какое же направление цен для еврозоны будет самым опасным? Ведь они все равно будут двигаться в одном направлении. Европейские кризис-менеджеры выступают «за» понижающее давление на цены в Испании и Греции, где правительства, частный сектор и компании сокращают расходы на заработную плату. Эти страны станут более конкурентоспособными, в то время как снизится уровень цен и снизится темп инфляции. А вот дефляция, особенно, если она будет затяжной, увеличит долги этих стран до неимоверных размеров. А если это заставит беспокоиться инвесторов, это может заставить правительства объявить дефолт.