Банковский союз - быть или не быть? Ч.1
Министры финансов еврозоны наконец-то договорились. Так долго пестованным планам по поводу создания единого органа надзора за крупнейшими банками единой валютной зоны, кажется, все-таки, быть реализованными. Помимо прочего ожидается, что данное соглашение позволит проблемным финансовым учреждениям без особых проволочек обращаться за средствами к европейским фондам спасения.
Все – на «ура»
Соглашение было подписано несколько дней назад – после стольких кажется уже бесконечных переговоров, министры все-таки договорились и единогласно подписали документ, обеспечивающий единый режим надзора за крупнейшими банками союза. При этом кое-кто уже поторопился заявить, что сделанное является важнейшим шагом к объединению финансовых полномочий внутри блока. Одной из таких политиков стала германский канцлер (впрочем, она была и одной из тех, кто больше всего ратовал за создание такого надзора), заявившая, что переоценить важность достигнутых договоренностей попросту невозможно.
Что ожидается?
Заключенная сделка предусматривает переход 17 крупнейших банков еврозоны под полный контроль ЕЦБ. Другие страны, входящие в евросоюз, также могут перейти в такой режим работы банков, однако делать этого не обязаны. При этом ЕЦБ получает возможность вмешиваться и в деятельность более «мелких» банков еврозоны, если посчитает такие действия целесообразными. Кроме прочего ожидается, что внедряемый надзор будет находить и исправлять нежелательные изменения в национальных банковских секторах на ранней стадии, пресекая их до того, как они превратятся в угрозу для всей валютной зоны. Впрочем, сами банкиры согласились на весьма драконовские условия соглашения из-за возможности свободного доступа в европейские «закрома» - постоянный фонд спасения валюты Союза. Эта структура будет оказывать банкам всецелую помощь, облегчая заодно и участь государств, на которых до сих пор полностью лежала функция спасения постоянно рушащейся банковской системы.
По кирпичику
Если верить еврокомиссару, отвечающему за внутренний рынок и услуги, Мишелю Барнье, достигнутое соглашение станет фундаментом, на котором по кирпичику будет строиться новый банковский союз. Сделке предшествовало почти годичное упорство банков, затем их полугодовая подгонка балансов под требования, выдвинутые ЕЦБ, и почти месячные ожесточенные пререкания самих политиков. Европейские столицы никак не могли договориться в отношении центрирования, на основе которого банки и «подпадали» бы под наблюдение. Так, Германия выступала за то, чтобы под надзором ЕЦБ находились только наиболее крупные банки, в то время как Франция ратовала за полную зависимость банковских структур вне зависимости от их размера. В итоге Берлину и Парижу удалось найти компромисс – напрямую ЕЦБ будет контролировать те банки, активы которых превышают 30 миллиардов евро или же тех, чьи активы превышают 20% ВВП их родины. Отдельно выделено положение о том, что «под присмотром» будут три наиболее крупных банка государства, если в этом государстве не нашлось кредитной структуры, подпадающей под критерии соглашения. Впрочем, в Германии, например, под новое соглашение и так подходят сразу три крупнейших банка - Deutsche Bank, Commerzbank и DZ Bank – их активы достаточно объемны, чтобы привлечь к себе внимание ЕЦБ.