Экономика Венгрии: путем проб и ошибок
Венгерскому премьеру последнее время приходится постоянно доказывать свою правоту. Впрочем, в том, что он называет венгерской моделью экономики, Орбан уверен. 51-летнего министра сегодня критикуют все – корпоративные лидеры, политические конкуренты, аналитики. И все – из-за одного из самых высоких в Европе банковских налогов и принуждения коммунальных служб к снижению цен.
Шмель, который летает
И все-таки правящая партия в году текущем снова удостоилась доверия со стороны населения – а экономический рост в 3% и дефицит бюджета, не превышающий установленных правилами ЕС, рамок являются дополнительными доказательствами правильности проводимой политики. Сам Орбан свою политику сравнивает со шмелем. Ведь если посмотреть на вес, размер и размах крыльев этого насекомого, кажется, что летать оно не должно. Но шмель летает.
Ладится понемногу и у Орбана – экономический рост, снижающаяся безработица, крепкий бюджет. При этом, когда он начинал свою деятельность, в стране был всплеск бедности, а иностранные инвестиции и сегодня обходят ее стороной из-за «мусорного» рейтинга. И в этом рейтинге были солидарны все три мировых агентства. А еще за время правления Орбана (с 2010 года) венгерский форинт по отношению к евро ослаб на 10%, а вот доходность по облигациям этого государства выросла до 3,51%.
Кредиты внешние и внутренние
Правительство, стараясь вернуть Венгрии инвестиционный рейтинг, все же планирует снизить налог на активы банков только к 2017 году. Да и то – решение по этому налогу будет принято только после того, как страна полностью устранит последствия валютной ипотеки, и избавится от кредитной зависимости. Преобразование только валютных кредитов, которых венгры набрали на миллиарды долларов, в кредиты в национальной валюте, займет не менее года. А ведь не меньшей проблемой является и
Частичная национализация как рецепт
С того момента, как в 2004 году Венгрия стала частью ЕС, только при Орбане она смогла выйти из состояния чрезмерного дефицита бюджета. После рецессии 2012 года страна развернулась к росту. Чему немало способствовало и то, что крупные автопроизводители, пришедшие в Венгрию, получили субсидии. Mercedes, Volkswagen AG и Audi начали работать на благо страны. Правда, остальным предприятиям так не повезло.
Для получения прибыли государство национализировало частные пенсионные фонды общим объемом в 12 миллиардов долларов, и ввело дополнительный налог для банковского сектора, энергетики, телекоммуникаций и розничной торговли. Отдельные медиа-компании были вынуждены отдавать правительству до половины своих доходов. Источник пополнения казны был найден, а вот на инвестициях это отразилось негативно.
Еще больше доходов
Орбан видит текущую ситуацию по-своему. Он полагает, что главное – это динамика прямых иностранных инвестиций, а она из года в год все лучше. При этом дабы не «выдавливать» из страны инвесторов и были введены именно отраслевые налоги, приносящие стране больше дохода. И – да, правительство постоянно мониторит ситуацию, чтобы уловить момент, когда налоги можно будет ослабить. И в парламенте уже сейчас ведутся дебаты по поводу этих сроков.
Экономика Венгрии для народа?
Впрочем, последней каплей, возмутившей противников политики Орбана, стали статистические данные. Если верить им, то в 2008 году и Польше, и в Венгрии было одинаковое количество бедных людей чье материально положение было более чем катастрофическим. Если верить последним данным, то в Польше количество таких людей сократилось до 12%, а вот Венгрии оно выросло до 27%.
Отчего такие цифры? Все просто – дабы стимулировать трудоспособность своих граждан, венгерский премьер ввел специальную программу, которая серьезно сокращает пособия по безработице, дабы их потенциальных адресатов заставить выйти на работу, при этом зарплаты за общественную работу были более чем серьезно подняты. К тому же статистические данные не учитывают неденежную помощь бедным людям, а ведь в Венгрии дети из незащищенных слоев населения, к примеру, получают бесплатные учебники и школьное питание.