Альтернативная монетарная политика: дефляция как выход из рецессии
Многие эксперты соглашаются с тем, что прогнозы в текущей ситуации делать все сложнее. В начале года ожидался сильный рост ВВП в странах с развитой экономикой, рост доходности государственных облигаций, начнет расти стоимость сырьевых товаров, а за ней двинутся вверх и остальные цены. Такие же ожидания имеются и на будущий год с надеждами, что движение вверх станет стабильным и постоянным. А может, это неправильный подход?
Дефляция, начавшаяся не сегодня
Впрочем, год, который заканчивается, ожиданий не оправдал ни в чем. Сложно объяснить текущие всеобъемлющие неудачи судьбой или невезением – больше похоже на крупную фундаментальную ошибку. Эксперты просто недооценили одну из великих экономических сил - дефляцию.
Почти во всех странах с развитой экономикой, в том числе и в Китае, цены и заработная плата растут медленнее чем ожидалось, уже несколько лет. В целом ряде стран на огромное количество товаров цены падают на самом деле. Дефляционная волна распространилась даже на лондонские и парижские рынки жилья, которые даже в кризис показывали вполне солидный рост.
Впрочем, аналитики никак не могут определиться, является дефляция результатом или причиной. Кто-то видит в ней признак уверенного роста ВВП и высокую безработицу. Кто-то – силу, которая замедляет рост доходности облигаций. И все-таки все чаще о дефляции говорят как о том периоде, когда прилив набирает силу перед тем как начаться. Оттого-то и рост зарплаты и цен затруднителен. Дефляция попросту перекраивает экономику, зачастую неожиданными способами.
Вариант
Механизм может быть, к примеру таким. Слабая зарплата повлияет на найм, а перспектива падения цен снизит спрос. Низкие темпы инфляции окажут давление на центральные банки, чтобы те приступили к симулирующей политике, подавляющей доходность облигаций.
Снисходительное отношение к дефляции со стороны производителей приводит к тому, что они не сразу реагируют на нехватку спроса. Результатом становится еще более резкое падение цен. Если это действительно так, то такие гигантские денежные проекты, как те, что проводит Япония или пообещал ЕЦБ, не будут иметь должного эффекта.
Падение зарплат
Если посмотреть на дефляцию шире, придется признать, что она не просто эффект, или что ее последствия будут более глобальными. Ведь она касается еще одной серьезной тенденции – демографии, в той ее части, которая касается заработков и пенсионного обеспечения.
Каждый год относительно многочисленное поколение людей из 60-х от своих неплохих заработков переходят к относительно неплохой пенсии. Которая, впрочем, от года в год сокращается. А те, кто только начинают свой трудовой путь, начинают с куда меньшими окладами, чем это делали их предшественники. По сути на рынке труда дефляция обосновалась уже не первое десятилетие.
Нестандартная монетарная политика
И если вернуться к аллегории с приливом, вполне вероятно, что дефляция во всех секторах экономики станет сейчас не наказанием, которого пытаются избежать, а благом. Возможно и то, что центральные банки и политики просто не хотят повторить судьбу короля из сказки, не подумавшего о последствиях и намеревавшегося заставить воду океана отхлынуть по его приказу. Бесполезность приказа была очевидной, но самодержца это не остановило. Зато все увидели, что его власть не беспредельна.
Но нет – центральные банки не глупы. Когда они говорят о дефляции, их на самом деле беспокоят различные взаимосвязанные задачи, в числе которых – чрезмерные уровни заемных средств в экономики многих стран. Дефляция такие долги автоматически увеличивает в их соотношении к ВВП. Кстати, такое же влияние оказывает и девальвация валюты, оттого-то лидеры и отказались от валютных войн. Впрочем, от нынешней политики по расширению денежных объемов ради плановых 2% инфляции, проку все равно нет.
А потому регуляторам и их властям придется искать другие способы обращения с долгами, помимо их сокращения за счет раздутых цен и зарплат. Зато более реалистичная оценка которую «проведет» дефляционный прилив, расставит все точки и упростит поиск правильных решений перехода к здоровой экономике.