Слияние банков – плохая идея
Южная Европа последний кризис перенесла хуже всех – некоторые страны региона так и не нашли решения, которое бы помогло им выйти из рецессионного пике. Впрочем, поиски продолжаются – вот и Испания решила попробовать новый способ остановить долговой кризис. В качестве лекарства – банковские слияния. По крайней мере, Мадрид твердо уверен, что если объединить банки-неудачники вроде Liberbank и Caja3 с благополучным Ibercaja, проблемы банковского сектора хотя бы частично уменьшатся.
Новая стратегия
Итак, на выходе имеем совершенно новый (для Испании) подход, напрочь отрицающий намерения предыдущей власти, которая полагала, что проблемные банки нужно вообще дробить. Теперь ради выхода из кризиса банки будут объединять в большие «кластеры».
Испанский глава правительства твердо уверен в выбранной стратегии, и никакие аргументы переубедить его не смогли. Не смутило его и то, что наиболее во время финансового кризиса пострадал Bankia, который, по сути, является итогом слияния сразу семи розничных банков. И пока большинство аналитиков всматриваются в маркеры, которые бы позволили им определить будет ли экономический кризис, Испания меняет планы.
Аргументы «против»
Чем больше по размеру банковская группа, тем сложнее ей будет нести тяжелый груз долгов. Казалось бы, все логично. И если продолжить увеличивать баланс, объемы долгов также будут увеличиваться. Именно так в случае с Bankia, вместо нескольких небольших банков с крупными долгами (однако не имеющими катастрофического влияния на экономику), Испания столкнулась с одним нестабильным учреждением, чье падение грозило зацепить немало банков Мадрида.
Кстати, чтобы убедится в неправильности выбранной стратегии, которая подразумевает слияние банков, и без того ставших проблемными, в крупные группы, испанским чиновникам стоило бы посмотреть на Великобританию.
К чему привело слияние банков в Великобритании
В том, что стратегия слияния сработает, был уверен и Гордон Браун. Именно с его легкой руки состоялось объединение Halifax и Lloyds TSB, которое привело к краху баланса группы Lloyds. А еще регулятор благополучно закрыл глаза на слияние ABN Amro и RBS. Основанием стало утверждение, что в условиях кризиса «чем больше, тем лучше». И никто даже не обратил внимания на то, что уже к моменту объединения ABN Amro имел в активе весьма токсичные долги.
Кстати, Браун же дал добро на поглощение строительным обществом Nationwide некоторых его конкурентов поменьше. В результате один из крупнейших кредиторов сектора попал в весьма затруднительное финансовое положение.
А надо бы по-другому
Вместо того, чтобы более стабильные и обеспеченные финансовые группы использовать как спасательные круги, правительству бы стоило национализировать все слабые звенья. Такая политика поощряет консерватизм и осторожность среди хорошо финансируемых групп и одновременно наказывает тех, кто задолжал чрезмерно. Одновременно и банковская система поддерживается. Так нет же – теперь Британии приходится разбираться с произведенными слияниями, которые еще преподнесут немало отложенных последствий.Если Испания продолжит выбранный путь, ее ожидает та же банковская олигополия, от которой нынче страдает Великобритания. В результате придется думать как разрывать создаваемые теперь связи или – как это происходит сейчас в Объединенном Королевстве – всячески поощрять приход на финансовый рынок новых участников.
Всем наперекор
Впрочем, Рахой, похоже, перспективами ничуть не смущается – даром, что на него давят даже рейтинговые агентства, которые очень не любят слияний хороших банков с плохими. И Ibercaja, Liberbank и Caja3 продолжают переговоры, в результате которых появится новый кредитор с активами, превышающими 100 миллиардов евро. Конечно, теоретически «хороший» Ibercaja мог бы спасти присоединяемые к нему банки. Вот только и Liberbank, и Caja3 – уже сами по себе результат слияния. Для их появления объединились по три банка. А это позволяет аналитикам говорить о том, что испанский премьер легкомысленно формирует новый Bankia.