Выборы в Греции состоялись. Добро пожаловать в новый кризис еврозоны
Все время текущего кризиса еврозону лихорадило. То Греция по внешним управлением, то испанские банки балансировали на грани краха, то немцы активно интересовались почему они должны за все это платить. Единая европейская валюта? Но почему-то она стала для одних благословением, а для других – ловушкой, из которой, кажется, нет выхода. Отсутствие экономического роста, стагнация обмена евро и политические потрясения Греции – это все проблемы из одного источника. Вопрос только один – сможет ли один из самых амбициозных финансовых проектов выжить?
Выборы в Греции как один из факторов
Начало года ознаменовалось возвращением призрака перспективы выхода Греции из валютного блока. На фоне этих опасений евро начал свое движение вниз. Внутри самой Греции уже давно кипит недовольство, и это бурление вынесло наверх партию Сириза, и даже партию Христи Авгии (Золотая заря), которую подозревают в фашизме. Судя по всему, греки готовы голосовать за кого угодно, лишь бы текущий экономический кошмар прекратился.
Одновременно Франция и Италия подталкивают Европейский союз к тому, чтобы ослабить бюджетные правила – или хотя бы предоставить им большую свободу действий в увеличении расходов, что тоже может помочь убрать провисание экономики. Валютный блок состоит из 19 стран – но на этот год всем им аналитики обещают рост не более процента. Что катастрофически мало – даже Штатам, наиболее пострадавшим от кризиса, «обещают» больше – 3,1%.
Ситуацию усугубляет то, что последние 2 года в еврозоне четверть молодых трудоспособных людей не могут найти работу. К тому же и тот рост, что фиксируется – это просто круги на воде от входа в блок новых членов (Эстонии и Латвии. Их-то показатели и повлияли на общую картину. У «старожилов» же дела куда хуже – те же Франция и Италия в росте не прибавили почти ничего.
Что успели за полвека
Основы ЕС формировались в 50-х годах, когда лидеры континента пообещали, что еще одной войны между ними не будет. Единая валюта пришла только через несколько десятков лет, и тогда в еврозоне было только 11 членов. Такие валюты как марка, франки и лиры ушли, казалось, в небытие, а весь контроль был отдан ЕЦБ. Масштабность единой валюты обеспечивала ей улучшение доступа на мировые рынки и стабильность курса.
Правда, страны-участницы не позаботились о введении единой финансовой дисциплины. Дабы избежать отказа от суверенитета, политики просто обошли вопрос единого подхода к регулированию банковской деятельности и государственных расходов. Вместе с тем соблюдая отдельные правила. Проблемы не замедлили.
Сначала кризис, сильно подкосивший валютный блок. Потом еще один кризис, уже политический, вызванный заявлением Греции, что ее долг будет аккурат в два раза большим, чем ее ВВП. Инвесторы тут же начали избавляться от участия в таких проблемных долгах – и тут бы сильно помогла девальвация греческой валюты. Но ее уже не было, а был евро, один на всех. За Грецией начали шататься и другие страны региона, и всем им пришлось в срочном порядке помогать, чтобы избежать эффекта домино.
Кризис еврозоны не повторится?
Лидеры еврозоны утверждают, что хуже не будет. Что новые системы для централизации банковского надзора уже готовы, как готовы и площадки для устранения проблем между налогоплательщиками и теми, кого они вынуждено ссужают. Вплоть до готовности усилить интеграцию аж до общих правил ведения национальных бюджетов и объединения долгов.
Правда, в свете последних событий эти предложения особой популярности не снискали – и кое-кто уже поговаривает, что в таких условиях следующий кризис неизбежен. Они все еще говорят о валютном блоке как о едином целом. Но приход Сиризы к власти в Греции уже из перспективы перешел в реальность. А значит, правила игры будут меняться.