Почему в Великобритании головной офис банков меняет «прописку»
В разных странах противоборство регуляторов с крупными банками приводит к разным результатам. В США банкиры возмущаются, платят огромные штрафы, но меняться, похоже, не собираются. В Германии гигант банковского секторе Дойче банк, оценив влияние последнего штрафа на прибыль, объявил о реорганизации. А вот в Великобритании кое-какие банки посчитали, что им проще будет перенести штаб-квартиру в другую страну, чем бесконечно примерять свою деятельность к постоянно ужесточающимся правилам. Первым побежал HSBC.
Британский банк HSBC официально сообщил, что он рассматривает перспективу перевода штаб-квартиры из Лондона. Все из-за того, что регуляторы в порыве стремления к новым порядкам, ввели, помимо прочего, еще и банковский налог, больно ударивший в первую очередь по британским кредиторам.
Головной офис банка HSBC «съезжает» в Гонконг
Стоит сказать, что бежать из Объединенного Королевства HSBC собрался не один. Подобные альтернативы рассматривает и Standard Chartered. Оба банка говорят, что вполне возможно, перебазировка будет им только на пользу, тем более, что большая часть их доходов генерируется в Азии. HSBC, к примеру, даже основан был в Гонконге как британское банковское отделение, способствующее налаживанию торговых и финансовых контактов между Великобританией и азиатским регионом. И с 1865 по 1993 года головной офис банка в Гонконге и оставался.
Только после того, как в 1993 году был приобретен Midland Bank, руководство банка приняло решение о том, что центральный офис должен быть в Великобритании. Нельзя не сказать, что решение это уже пересматривалось ранее, но повода перемещать головной офис банка до сих пор не было. А теперь, в рамках стратегического обзора, директорами HSBC было принято решение оценить где для банка будет более выгодным разместить свою штаб-квартиру.
Во всем виноваты налоги
Руководители HSBC причины такого поведения не скрывают. По новым правилам всем зарегистрированным в Великобритании банкам придется пересмотреть свою структуру таким образом, чтобы оградить розничные операции от последствий предоставления инвестиционных услуг и прочих видов деятельности. Картину дополнил вопрос о введении налога на банковскую прибыль. Если учесть, что многие простые граждане страны считают, что банки слишком много зарабатывают, а выборы в Британии уже слишком близко, вопрос о таком налоге превратился в политический аргумент.
Нет, прибылью банки делились и раньше – но теперь побор вырос в разы. Тот же HSBC в 2012 году отдал казне 472 миллиона, а уже в прошлом году – немногим более миллиарда. Налог этот касается всех банков и строительных обществ, которые работают в Великобритании, но по британским финансовым структурам бьет сильнее. Иностранные банки платят налог только с той части прибыли, которая была получена на территории этой страны. А вот те, кто зарегистрирован здесь, вынужден делиться с государством со всей прибыли в целом.
Кто-то бежит, кто-то приспосабливается
Конечно, намерение банков сменить «прописку» в страны, где регуляторы и правительства более сговорчивы, не является чем-то новым ни для Европы, ни для Уолл-стрит. И, похоже, что разговоры, которые ведет руководство HSBC и Standard Chartered, – только начало большого исхода.
В это же время в британском банковском секторе начала разворачиваться нешуточная борьба «за потребителя». Она стала последствием все того же давления со стороны регуляторов, из-за которого банки вынуждены сокращать свою инвестиционную деятельность, а то и вовсе сворачивать ее. При этом одним из самых доходных розничных продуктов банков по-прежнему остаются текущие счета. И банки идут на многое, чтобы убедить людей открывать эти счета именно у них. Оказалось, что получается не у всех.