Микрофинансирование, не оправдавшее надежд
После того как в Южной Африке в 1994 году закончилась эпоха апартеида, помимо прочих составляющих цивилизации сюда пришло и микрокредитование. Те, кто активно продвигал эту форму финансирования, акцентировали, что именно она быстро сформирует новые рабочие места, источники доходов, расширит возможности для беднейших черных общин и регионов. Неудивительно, что ожидания быстрого прогресса накаляли обстановку.
Результат получился обратным – чем дальше, тем больше становится понятным, что ранее так высоко оцениваемая модель микрофинансирования нанесла огромный ущерб для южноафриканской экономики. Заинтересованные инвесторы быстро раздули микрофинансовый пузырь, при этом многие пользователи утверждают, что и крах, который уже близок, тоже станет срежиссированным.
Долговая яма как итог
Проблемы с микрокредитованием в ЮАР есть. Стоит начать с того, что этот вид финансирования уже сам по себе развивается только при отсутствии вмешательства и контроля. В итоге получается, что теоретически оно предназначено для того, чтобы запустить и поддержать небольшого формата самозанятость, однако на практике оказывается, что речь идет о поддержании потребительских расходов. В частности, в Южной Африке микрофинансирование стало невероятно рискованным и дорогим способом удовлетворить насущные потребительские нужды самых бедных.
И в этом не было бы ничего плохого, если бы кредиты предоставлялись людям пусть и малоимущим, но со стабильным источником дохода, который бы помог погасить этот долг. Вот только безработица в ЮАР сейчас выше, чем была во времена апартеида. И многие бедняки, чтобы расплатиться с кредиторами, были вынуждены продавать свое имущество, перезанимать у друзей и знакомых или брать новые микрокредиты на погашение старых. В результате многие жители этой страны «уверенно» идут по пути, который ведет в хроническую бедность.
Микрофинансирование проблем не решает
Нет, микрокредитование бизнеса в ЮАР тоже есть, и бизнес этот даже приносит доход. Впрочем, такая бизнес-деятельность не является опорой для устойчивого развития и сокращения масштабов нищеты. Увеличение количества уличных торговцев, мальчиков-носильщиков, мини-магазинов если и возымело положительное эффекты на местные общины, то они были весьма незначительными.
Не очень хорошо дела обстоят и в самом секторе микрофинансирования, игроками в котором становятся не только пришлые кредиторы, но и сами жители ЮАР. В результате возникла более чем острая конкуренция – стремление представителей бедных общин заработать таким образом вполне понятно. Но как урвать свой кусочек в отрасли, где свободных мест уже не осталось? Только радикальными методами – и вот уже происходят столкновения на почве гипер-конкуренции с этническим окрасом.
Влияние на экономику
К тому же доминирование в ЮАР именно микрофинансовой модели, означает, что и без того скудные финансовые ресурсы страны отвлекаются от более производительных и надежных бизнес-форм. В частности, речь идет о производственных видах малого и среднего бизнеса, в которых так отчаянно нуждается государство.
Микрокредитные же структуры успешно мобилизовали сбережения, денежные переводы, государственные и частные инвестиции, а потом с двойной выгодой направляют эти средства в собственные же инструменты, напрочь игнорируя корпоративные сектора, которые наиболее тесно связаны с региональным экономическим развитием и сокращением бедности.
А пока микрокредиторы подсчитывают свои баснословные прибыли, население АЮР продолжает барахтаться в долгах, неспособное их погасить. Статистика печальна – на сегодня до 40% и без того скудных доходов южноафриканца уходит на погашение мини-кредита. И до них только сейчас начало доходить, что реальной целью всех этих готовых дать взаймы денег людей является не помощь тем, кто попал в затруднительное положение, а максимальное извлечение прибыли, невзирая на последствия для клиентов.