9.09.2018 20:47
Экономические кризисы в Турции и Аргентине привели к дискуссиям о возможности «заражения» - опасности того, что финансовые проблемы в одной стране перекинутся на другие страны. Напомним, что Турция сейчас борется с резким падением курса национальной валюты, а также ухудшила отношения с США. А кризис в Аргентине побудил правительство объявить о мерах жесткой экономии и попросить Международный валютный фонд (МВФ) досрочно выделить кредит в размере $ 50 млрд.
Резкое падение стоимости турецкой лиры и аргентинского песо Аргентины привело к опасениям, что валюты Южной Африки и Россию могут последовать подобному примеру. В Азии уже рухнула индийская и индонезийская рупии. Поэтому власти многих азиатских стран стали обеспокоены возможностью такого развития событий.
В глобализированном мире кризис в одной стране также может быстро распространиться на другие через торговые связи или кредитование банками. Именно поэтому спад в Турции или Аргентине имеет значение за рубежом.
Когда экономика начинает становиться неустойчивой, компании в ней склонны сокращать производство, а затем и рабочие места. В результате у потребителей становится меньше денег на товары, в том числе на импорт. Это плохая новость для глобальных компаний, которые экспортируют много товаров в страну.
Если кризис также приводит к ослаблению валюты страны, стоимость импорта возрастает, что еще больше усугубляет спрос.
Особенная проблема для стран Азиатско-Тихоокеанского региона заключается в том, что если экономический кризис в Турции приведет к «заражению» валют и акций развивающихся рынков, что потенциально может спровоцировать значительный отток капитала с развивающихся рынков. Фраза «развивающиеся рынки» относится к развивающимся странам Африки, Латинской Америки или Азии, тогда как крупные экономики, такие как США, Великобритания и Япония, как правило, имеют более высокий уровень жизни и более развитые финансовые системы.
Во время экономического кризиса инвесторы склонны продавать более рисковые активы, такие как валюты или акции развивающихся рынков, и вкладывать деньги в более безопасные активы, такие как доллар США или государственные облигации, выпущенные крупными экономиками.
Джулиан Эванс-Притчард, высокопоставленный экономист по рынку Китая из Capital Economics, говорит, что страны, которые полагаются на деньги из-за рубежа и имеют иностранный приток наличных денег на свои фондовые и облигационные рынки, особенно подвержены риску «заражения»: «Риск состоит в том, что, когда настроения становятся более негативными, иностранные инвесторы начинают выводить эти средства, что влияет на обменный курс. Странам, которые делали много займов в иностранной валюте, как правило, в долларах США, это может затруднить погашение долга, выраженного в иностранной валюте. Так было в 1997 году во время азиатского финансового кризиса».
Другой способ «заражения» может распространяться, когда банки в одной стране владеют активами в другой стране, которая находится в беде. Экономические проблемы могут привести к падению стоимости этих активов. Когда это происходит, инвесторы беспокоятся о том, как банк справится с падением стоимости активов и как это повлияет на его способность предоставлять деньги потребителям и другим заемщикам.
По данным IHS Markit, банки Испании наиболее подвержены воздействию Турции. Они вложили около 81 млрд. евро в турецкие активы, а французские банки - около 35 млрд. евро.