17.05.2020 00:29
Несмотря на то, что ЦБ официально разрешил банкам дистанционно открывать счета для социально значимых платежей, за месяц, прошедший со времени разрешения, крупнейшие банки так и не начали предоставлять эту услугу. По словам экспертов, на которых ссылается РБК, банки опасаются наказаний за нарушения антиотмывочного законодательства, с которыми по-прежнему могут столкнуться.
В прошлом месяце Банк России разрешил кредитным организациям открывать счета новым клиентам с использованием современных средств связи и без физического присутствия в отделении. Такая мера действует с 6 апреля по 1 июля и касается счетов, которые открываются для "социально значимых платежей", в том числе алиментов, пенсий, стипендий, других социальных или страховых выплат, а также платежей по ипотечным кредитам. ЦБ пообещал не наказывать банки за нарушение антиотмывочного законодательства, которое напрямую запрещает открывать счета без личного присутствия физических лиц.
Однако спустя месяц после введения послаблений ни один из крупнейших банков не предоставил новым клиентам такую возможность. В call-центрах Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Совкомбанка, Россельхозбанка, Альфа-банка, Райффайзенбанка, МКБ, "Юникредит" и Росбанка пояснили, что новый клиент может открыть счет только в отделении банка или заказав на сайте карту, которую привезет курьер, и он же проведет идентификацию. У "Открытия" также нет такой услуги. В пресс-службе Альфа-банка и Промсвязьбанка рассказали, что граждане, которые не являются клиентами их банков, могут открыть счет удаленно только с помощью заказа банковской карты на дом.
В пресс-службе РСХБ напомнили, что у клиентов есть возможность открывать счета в их банке дистанционно с помощью Единой биометрической системы (ЕБС), но для этого надо было сдать биометрические образцы лица и голоса.
В ЦБ рассчитывают, что банки начнут предоставлять услугу, если она будет востребована клиентами. В то же время председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов отмечает, что у банков нет четкого понимания процедуры удаленной идентификации и точной категоризации социально значимых платежей. А действующая система не является универсально доступным методом удаленной идентификации из-за низкого уровня регистрации пользователей.