К чему ведут процессы современной глобализации? Ч.1
Завершение Великой стагнации, которое увеличит налоговые вливания для западных политических деятелей, может в одинаковой степени зависеть как от Коммунистической партии Китая, так и от ведущих мировых банков. Спустя 6 лет после того, как разразился мировой финансовый кризис, мнений на тему почему Европа не может совладать с балансовой рецессией в японском стиле, или почему США ратуют за номинальный рост экономики и сохранение высокого уровня безработицы, продолжает увеличиваться.
Кто виноват?
Правительства и домохозяйства слишком измучены своими долгами, чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность. Демографическими ветрами почти повсеместно в развитых странах, а больше всего именно в Штатах, теперь управляет массовое достижение пенсионного возраста поколением бэби-бумеров, а также всплеск женщин, которые пополняют собой рабочую силу. А тут еще многие банки продолжают «болеть» и вместо того, чтобы способствовать увеличению кредитования, наращивают капиталы. И вроде бы это – основные причины застоя. Однако аналитики говорят, это не все, что существуют еще два фактора, которые игнорировать никак нельзя. Первым является избыток глобальных накоплений, который, понижая естественную реальную процентную ставку, тем самым уравнивает сбережения и инвестиции. В результате формируется ловушка ликвидности, последствия которой начинают ощущать на себе уже не только банки. Вторым фактором является доля доходов, аккумулируемых в результате труда в большинстве стран. Реальные доходы остаются на прежнем уровне или пошли на спад, а потребительский спрос – для тех же западных компаний – слишком слаб, и не может оправдать вложений. По крайней мере, у себя на родине. Любопытно, что связующим звеном для этих двух факторов называют стремительный взлет Китая и его новую роль мастерской мира, которую он принял на себя со вступлением в ВТО в конце 2001 года. Это изменило мир и стало одним из основополагающих факторов начала процесса глобализации.
Накопление - это не всегда хорошо
Пока Пекин подавлял внутреннее потребление и сдерживал курс юаня, чтобы дать ему конкурентное преимущество на мировых рынках, прямые
международные инвестиции в больших объемах вливались в Китай – все хотели воспользоваться дешевой рабочей силой, землей и прочими ресурсами. Экспорт практически взорвался, в результате чего профицит счета текущих операций Китая, хотя и переживает сейчас определенное сокращение, способствовал тому самому избытку глобальных накоплений, который сейчас обернулся депрессией для американских процентных ставок. В какой-то степени его можно обвинить и в способствовании разжигания рокового бума субстандатных ипотек в Штатах. На сегодня китайские валютные резервы достигли непостижимых размеров – более 3,5 миллиардов долларов.
Процессы современной глобализации в разрезе трудовых отношений
Десятки миллионов людей подъем Китая избавил от бедности – причем это касается не только самих его граждан, но и других бедных стран, подключившихся к глобальной цепи поставок. И все бы хорошо, если бы не тот факт, что квалифицированные рабочие места начали «уходить» из стран с развитой экономикой. Сформировалась битва интересов, которую хорошо озвучил один из британских аналитиков – если вы работник на Западе, то от глобализации вы проиграли, если капиталист – выиграли. В Штатах тоже подсчитывают убытки – так, доля труда в нефинансовом производстве Америки оставалась неизменной и варьировалась в пределах 61-65% в течении полувека. Однако теперь что-то произошло. С 2000 года этот показатель начал падать и в настоящее время упорно не желает подниматься выше 57%. За этот же период средние доходы населения Штатов снизились в реальном выражении.