Экономика Сингапура – все было бы хорошо, если бы не… Ч.2
Интересно, что на внутреннем рынке Сингапура действия банков весьма ограничены – да и то сказать, количество клиентов мало, а ведь именно они являются источником доходов розничных банков. Впрочем, двигаясь в сторону АСЕАН, банкиры расширяют базу потенциальной клиентуры с 5 до 500 миллионов. К тому же банки растут в и объемах – тот же UOB еще 5 лет назад в активах имел не более 40 миллиардов сингапурских долларов (около 27 миллиардов долларов США). Теперь же этот показатель банк увеличил до 60 миллиардов американских долларов – согласитесь, разница внушительная.
Не менее интересным является тот факт, что все выпавшие на долю таких финансовых центров как Лондон, Нью-Йорк и Цюрих синяки и шишки банки Сингапура благополучно миновали и даже наоборот. После того как кредиторов на Уолл-стрит и Темзе рекапитализировали как результат устроенного ими же финансового кризиса, многие инвесторы обратили внимание на Азию. Потому-то главный риск-менеджер крупнейшего банка Сингапура DBS и говорит, что они выиграли за счет безопасности и того, что в этой городе-государстве одна из самых стабильных финансовых систем в мире – и наиболее сдержанная.
Экономика Сингапура держится на оффшорах?
Когда власти в США и
в Европе начали охоту за уклоняющимися от уплаты налогов, особо активизировавшуюся в последний год, а заодно превратили в пустой звук понятие банковской тайны в Швейцарии, стоит ли удивляться, что многие сверхбогатые люди перенесли свои активы в Сингапур. Нет, всякий раз когда сингапурцев-банкиров из Европы вопрошают о возможности появления незаконных денег, они разводят руками и говорят – нет, это невозможно. Вот только во время апрельского доклада на Международном консорциуме журналистов-расследователей вышла неувязочка – была обнародована информация о более чем 13 тысячах оффшорных счетов. И все ниточки потянулись на бульвар. Кстати, именно на этом сингапурском бульваре вольготно расположилось бронзовое чудовище – Фонтан богатства, самый большой фонтан в мире. Вокруг него – по периметру бульвара расположено 5 серых офисных зданий, в одном из которых расположилась штаб-квартира Portcullis Trustnet. Эта фирма преуспела в создании виртуальных бассейнов для хранения богатств, она устанавливает уровень доверия к компаниям и двигает активы в сторону налоговых убежищ. Нет, ее председатель конечно же отрицает все обвинения в укрывательстве «уклонистов», той же весной глава Portcullis Trustnet выступил с заявлением, что его компания строго придерживается законов и правил о борьбе с отмыванием денег. Вот только с тех пор больше по этому поводу ни от одного представителя этой компании не было слышно ни слова.
Кто врет?
Все меняется – меняется и политика стран. Вот и правительство Сингапура вкупе с Валютным управлением (MAS) этой страны принимают все более активную позицию по отношению к улучшению качества восприятия города-государства. Естественно, ситуацию с Portcullis Trustnet проигнорировать не могли – и управляющий директор MAS Рави Менон на вопросы об этой компании отвечает, что ничего дурного в открытии трастового счета в Portcullis нет. И что была проведена экспертиза оффшорной утечки данных (той самой, которая обсуждалась журналистами), и что она не выявила никаких нарушений. Одновременно Менон заметил, что противодействия подчиненной ему структуры в отношении легализации «грязных» денег применяются одинаково и как в отношении банков, и в отношении трастовых компаний, коей и является Portcullis. Что и говорить, управляющий MAS очень любит позиционировать себя как человека, ведущего охоту за уклоняющимися от уплаты налогов и тех, кто им помогает.Он утверждает, что слова о больших потоках европейских фондов в такие азиатские центры как Сингапур – это не более чем заблуждение. Правда вот, налоговые адвокаты говорят о другом – по примерным оценкам консалтинговых компаний 14% оффшорных активов пришли в Сингапур (кстати, как и в Гонконг) из Европы.