Кредитный сектор США меняет облик, банки отступают
Пока регуляторы изо всех сил пытаются призвать традиционные банки к порядку, альтернативные кредиторы бросились занимать освободившиеся места в кредитном секторе. Казалось бы, конечному потребителю таких услуг только лучше будет оттого, что теперь на самые разные цели деньги в долг будут выдавать самые разные организации, от частных инвесторов до хедж-фондов. Немалый толчок к развитию получили и пиринговые (Р2Р) площадки. Но вот в Штатах, к примеру, забеспокоились, что такое количество небанковских кредиторов может представлять реальную опасность для американской финансовой системы.
Почему кредитный сектор важен для экономики?
Вроде бы все правильно – чем выше конкуренция среди кредиторов, тем больше им приходится снижать ставки, что делает эти кредиты еще более доступными. Доступные кредиты означают, что потребители смогут приобретать жилье, автомобили и прочие предметы обихода, а также оплачивать образовательные и медицинские услуги. Это автоматически означает востребованность этих товаров и услуг, а значит, предприятия, которые их производят и предоставляют, будут работать, открывать новые рабочие места и т.д. Где же повод для беспокойства?
Повод все там же – в регулятивной сфере. Деятельность только около трети американских финансовых компаний происходит под строгим контролем со стороны регуляторов. Причем количество операций, которые проходят мимо бдительного ока контролеров, постоянно увеличивается, и причин, позволяющих надеяться на изменение ситуации, пока не видно. А там, где нет контроля, нет и никаких гарантий, что такой теневой кредитный сектор не рухнет, погребая под собой всю экономику.
Конкурентов становится все больше
Крупные банки, понятно, забеспокоились. Им и так сейчас несладко – под давлением регуляторов и новых законов, им пришлось сильно ограничить либо вовсе отказаться от инвестиционной деятельности. Пришлось свернуть и спекулятивные операции, которые тоже приносили им неплохой доход. Одновременно они были вынуждены пересмотреть свое отношение к потребительскому кредитованию – чего стоят только ограничения по ипотеке, которым теперь приходится следовать.
И пока крупные традиционные кредиторы изо всех сил стараются приспособиться к новым условиям существования, альтернативные финансовые структуры, практически ничем не стесненные, занимают освободившиеся ниши. В кредитный сектор пришли даже фонды прямых инвестиций и управляющие фонды. Что уж говорить об интернет-компаниях – тех же пиринговых площадках, и банках нового поколения «интернет-онли».
Банки уступают лидерство
Дальше – больше. За первый квартал опубликован список первой «десятки» ипотечных кредиторов. Из десяти 4 оказались небанковскими организациями. Годовые показатели подтверждают тенденцию. Если в 2013 году на долю альтернативных кредиторов приходилось немногим более четверти займов, то уже в прошлом году доля таких кредитов в общем числе составила 37,5%.
А еще американские банки жалуются на то, что благодаря политике ФРС им приходится удерживать ставки очень низкими, ведь ключевая ставка в стране стремиться к нулю. В итоге, к примеру, маржа одного гигантов американского банкинга Уэллс-Фарго снизилась за прошлый год на 3%. И это впервые за последние 2 десятка лет. Неудивительно, что они с таким нетерпением ожидают сообщения о повышении ключевой ставки, хотя бы на четверть процента.
Стоит заметить, что недовольство банкиров сейчас фиксируется не только в Штатах. Возмущены действиями властей и регуляторов и в Великобритании. Причем некоторые банки посчитали, что им будет проще перенести головной офис из Сити в другой регион, чем продолжать уступать, платить высокие налоги и полностью менять свою деятельность.