Станет ли корпоративный долг поводом для кризиса в Китае?
Когда страны, игнорируя необходимость экономии и формирования запасов, транжирят деньги направо и налево, они все одинаковы – быстрорастущие и счастливые. Зато когда приходит время бороться с погашением долгов, они становятся несчастными – каждая по-своему. Теперь, похоже, пришла очередь Китая огорчаться.
Корпоративный долг как полтора ВВП – это проблема
Долг нефинансового корпоративного сектора увеличился до 150% к ВВП. А ведь еще 6 лет назад этот показатель был аккурат на 100% меньше. И даже такие подсчеты считаются неточными, ведь нельзя подсчитать сколько векселей скрывается в мутной теневой системе банкинга Поднебесной. Особую тревогу вызывает то, что долг накапливается как потенциал замедления роста экономики.
Впрочем, такие проблемы не только у Поднебесной. Япония и Южная Корея уже прошли путь поиска решений, которые бы такие проблемы исключили – решения эти, правда, кардинально разные.
Японский вариант
В Японии в начале 90-х корпорации было должны денег в эквиваленте 140% ВВП – практически столько же, сколько у Китая сегодня. При этом в Стране восходящего солнца темпы наращивания этого долга также были очень быстрыми. Одновременно с тем, как ее компании начали накапливать долговую нагрузку, в Японии образовался слабый частный спрос кредитования. Который привел к увеличению уже государственного долга.
Стратегия сработала, корпоративный долг действительно сократился. Однако за это страна расплатилась двумя десятилетиями дефляционной стагнации, а экономика просто впала в кому. Частные заемщики перестали брать чужие деньги, зато банки стали кредиторами правительства. И как только доходность облигаций будет расти, для финансовой системы это станет катастрофой. Похоже, что проблема кризиса здесь надолго.
Корейский вариант
У Кореи другая ситуация. Когда экономику «тигра» в результате азиатского кризиса начало лихорадить, ее корпоративный долг был равен ВВП, всего лишь за несколько лет увеличившись более чем на 30%. Конечно, сокращение доли заемных средств в Корее не было столь масштабным, как в Японии, однако проблемы возникли с политической реакцией.
Корейское правительство просто не стало заемщиком последней инстанции. Вместо этого оно повлияло на потребителей, которым пришлось «разобрать» этот долг. Все закончилось в 2003 году кризисом кредитных карт. На сегодня проблема только усугубилась – долг домохозяйств составляет 80% от ВВП и корейские потребители отказываются тратить. Естественно, компании не хотят инвестировать, и министр финансов Кореи уже объявил, что страна вступает в начальную стадию дефляции.
Перспективы Китая
Как же Китаю избежать участи своих соседей по региону? У Народной республики все же есть одно преимущество – пока процентные ставки находятся под контролем Пекина. Если их освободят, жесткая конкуренция за фонды может увеличить расходы кредиторов, побуждая их привлекать рискованные деньги. А это уже может подтолкнуть и без того шаткую систему. Такой кризис уже пережила Корея, когда в течении года либерализировала процентные ставки.
Поднебесной бы хорошо поступить по-другому. Например, всеми силами попытаться избежать ценового обвала на недвижимость а-ля Япония – если это, конечно, возможно. Та же программа помощи в приобретении жилья при перегретом рынке могла бы сильно помочь и потребителям, и застройщикам.
Положительным является и рост экономики. Да, темпы роста ВВП в настоящее время просто неизбежны, однако долги производителей в реальном выражении растут. А все потому, что цены понемногу снижаются. А потому придется выравнивать анемичный экспортный рынок, переориентируя его в сторону местного потребления.