Как Deutsche Bank не стал инвестиционным банком
В 2000 году Deutsche Bank в своем ежегодном докладе обозначил две весьма смелые цели. Германский банк взял на себя обязательство обеспечить в течении 3 лет ежегодный рост прибыли на акцию (EPS) как минимум на 15%, и настолько же увеличить соотношение годового дохода к собственному капиталу. Этим амбициозным планам не суждено было реализоваться.
Не вышло
Прибыль на акцию к 2003 году увеличилась только на четверть от того показателя, который был зафиксирован в начале «нулевых». До 2007 года банку удалось добиться ежегодного роста этой прибыли только на 6%. А потом финансовый кризис сбросил рентабельность акций намного ниже. В минувшем году EPS составлял всего лишь 1,31 евро. О росте говорить не приходится, так как это всего лишь 85% от того показателя, который фиксировался в 2000 году. Да и рентабельность собственного капитала последние 15 лет составляла примерно 7%, что вдвое ниже целевого уровня.
Такие проблемы, как у Deutsche Bank, не являются чем-то исключительным. В начале «нулевых» рост и прибыльность были обыденным явлением для инвестиционных банков. А именно таким вознамерился стать крупнейший банк Германии. И никто не беспокоился тем, что подобные высокие доходы могут быть получены только в конкурентной отрасли, с высокими рисками или при нарушении законов, которые призваны недобросовестной практикой. Впрочем, Deutsche Bank удалось избежать печального опыта некоторых его конкурентов, которым потребовалось поглощение либо прямое государственное спасение.
В погоне за прибылью
Deutsche Bank был основан в 1870 году, и с тех пор благополучно пережил несколько войн, кризисов, раздел и последующее объединение страны. И все - благодаря консервативному управлению. Аналитики говорят, что уж он-то мог за последние 15 лет прийти к лучшим результатам. Проблема банка – в решении, принятом в 1980 году. Тогда управляющие посчитали, что не стоит довольствоваться исключительно традиционным кредитованием и торговым финансированием на рынках капитала.
Таким образом, Deutsche Bank, казалось, уступал тем своим клиентам, которые все больше хотели получить выход на рынки для привлечения капитала и хеджирования рисков. Правда, одновременно финансовая структура мудро продолжила следование по пути устойчивого внутреннего развития. Да, покупка в 1989 году Morgan Grenfell была достаточно рискованным мероприятием, но рынки были еще достаточно стабильными, чтобы положение Deutsche Bank не особо изменилось.
Дальше - больше
К 2000 году все изменилось еще больше. Занявший место исполнительного директора Рольф Бройер демонстрировал нечто среднее между слепым оптимизмом и опасным высокомерием. Так, отдельных аналитиков беспокоила увлеченность Deutsche Bank транзакционным бизнесом – прибылью, которую приносят краткосрочные позиции в валюте, долговые инструменты и деривативы.
Бройер был уверен, что возглавляемый им банк является местом, где мечтают работать лучшие трейдеры. И все только потому, что Deutsche Bank предлагает им поддержку капиталом и полную свободу для реализации их талантов. И постепенно торговая франшиза должна была способствовать укреплению присутствия банка в сектора консультирования компаний и андеррайтинга ценных бумаг.
Бройер ошибся. Резкое изменение политики банка не пошло ему на пользу, ведь акцент на торговле был далек от корпоративной миссии Deutsche Bank. Оказалось, что те долгосрочные отношения, которые учреждение выстраивало со своими клиентами, играют важную роль в кредитных отношениях, но совершенно бесполезны для инвестиционной торговли. Deutsche Bank, долгое время бывший типичным немецким кредитором, вдруг вознамерился превратиться в глобальную торговую структуру. Не вышло – как не вышло превратиться из осторожного и вдумчиво строящего политику банка в жадную, аморальную структуру.
Deutsche Bank снова станет консервативным
Перестройка была возможна, но не в такие короткие сроки. Все «старые» менеджеры Deutsche Bank не были готовы к такой смене деятельности банка. А кризис только усугубил ситуацию. В последние 6 лет банк сумел перегруппироваться. Сейчас он намерен расширить свою консалтинговую деятельность, помогая компаниям управлять своими денежными потоками. А еще он активно наращивает объемы управляемых капиталов, впрочем, делая акцент на долгосрочных инструментах со стабильным доходом.
А вот торговый бизнес Deutsche Bank сокращает. И, как говорят аналитики, к 2020 году этот банк будет, скорее похож на себя в 1985 году, нежели на свою версию от 2005 года. Заодно и все новые правила и ограничения будут соблюдены.