Финансы и политика. Когда тесные связи – во вред
Как вы думаете, что является большей угрозой для мира и процветания во всем мире – геополитические конфликты или финансовые беспорядки? Чем более жестоким становится мир, тем легче нам забыть, какую значительную опасность представляет собой мир финансов. Конечно, кто-то возразит против таких сравнений, ведь бесконтрольные финансы не являются прямым средством для убийства людей. Зато превратиться в источники тех самых геополитических конфликтов могут с легкостью.
Да, финансы и политика – не единственные глобальные проблемы. У каждой страны имеются собственные трудности, в том числе – эпидемии и перемена климата. Но финансовая и политическая система являются основными факторами. Если они не работают вовсе, или работают плохо, никакие другие проблемы решить невозможно.
Мрачные тени конфликтов
Что творится сейчас на политической сцене? Такое ощущение, что игроки решительно настроены рассориться. Откровенное ухудшение обстановки на Ближнем Востоке. Трансграничная напряженность в Китае, хотя к концу прошлого года казалось, что между Пекином и Токио напряжение несколько спало. Серьезные проблемы разрушили только начавшие теплеть отношения Европы с Россией.
В политике внутренней ситуация ничуть не лучше. В Индии реформы остаются в зачаточном состоянии. В Индонезии и Мексике о них и вовсе только говорят. Чуть больше старается измениться Китай, но о результатах говорить пока не приходится. В развитом же мире экстремистские партии приходят во власть, получая все больше мест в парламентах своих стран и мест в правительствах.
Аналитики говорят, что может быть еще хуже. Борьба за спасение евровалюты чуть не привела к краху проекта в целом. Все больше признаков надвигающегося хаоса в США, Японии и Китае. При этом усилия правительства этих стран прилагают немалые – а результатов чуть. Впрочем, рост, пусть и небольшой, но есть.
Каждый сам по себе
Ничуть не лучше дела обстоят в финансовом мире. Переживший 6 лет назад крах, он продолжает оставаться хрупким и зыбким. Причем страны вовсе перестали взаимодействовать друг с другом, в решении своих финансово-экономических проблем, устраивая сложности соседям. Вот, казалось бы, отпустила в свободное плавание Швейцария свой франк, открепив его курс от курса евро. Страна слишком маленькая, чтобы серьезно повлиять на глобальную ситуацию – но эксперты всполошились. Ведь это прецедент.
Да, ситуация в Швейцарии особенная, и, возможно, ее банк принял правильное решение. Но глобальная система сейчас – это высокие долговые нагрузки, неестественно низкие процентные ставки, крупные торговые дисбалансы. Достаточно пары-тройки необдуманных решений в отдельных странах – и все рухнет обратно к состоянию 2008 года.
Как финансы и политика на нефть влияли
А еще балом правит нефть. Конечно, ее стоимость не является финансовым феноменом, а решение Саудовской Аравии не влиять на ситуацию – более политическое. Однако все слишком связано. Если бы в результате действий отдельных регуляторов в экономику не попало так много дешевых денег, стоимость нефти вряд ли смогла бы настолько превысить стоимость производства. А если бы ФРС более вдумчиво подошла к сокращению программы, и падение цены на нефть было бы не таким резким.
Нефть рухнула, а вслед за ней рухнул российский рубль. Еще одно доказательство тесных связей политики и экономики. А как отразилось падение цены на нефть на экономиках стран-импортеров, наиболее ярко иллюстрирует Венесуэла.