Россия и КНР – будущее хранилище валютного резерва Венесуэлы
Принятая не так давно руководством Венесуэлы и ее Центробанком резолюция о перемещении своих международных валютных резервов в такие страны, как Китай, Россия и Бразилия, пошатнула стандартное видение финансово-экономических мер по уменьшению затрат во время управления и инвестирования оперативных и ликвидных валютных активов и вызвала массу недоумения.
Такие активы, как правило, могут находиться в доверительном управлении, однако существенного дохода стране не приносить. Ранее около половины всех оперативных активов Венесуэлы хранилось в Швейцарском Банке международных расчетов (Базеле), а также в Центробанках Великобритании, Японии и Германии.
Касательно золота, то до недавнего времени основным хранилищем этого запаса была Великобритания. Причиной стал факт того, что именно в Британии валютное золото имеет возможность пройти сертификацию. А так как этот металл составляет более 70 процентов международных запасов, то очевидность выбора на лицо. Более того, Венесуэла является единственным государством, чьи активы прямо пропорционально зависят от изменения рыночной стоимости золота.
В резерве КНР и России доля золотого запаса крайне мала и равняется 1,6 и 7,2 процентам соответственно. После венесуэльского договора о переводе золота и валюты в Россию и Китай неизбежным будет вопрос о сохранении суверенитета, так как финансово-экономические схемы этих стран сложно назвать прозрачными.
Для обеспечения суверенитета и взаимовыгодных условий, венесуэльское правительство стремится установить политическую и административную ответственность. Однако региональные экономисты все же считают такую схему губительной для самих венесуэльцев.
Второй фактор перемещения валютных золотых резервов в Китай и Россию, который вызывает сомнение у аналитиков – это возникновение негативного прецедента в международных отношениях. Это может стать причиной коллективного шантажа стран, изъявивших желание познакомиться с текстами экономических договоров или документов о реализации оружия, с учетом того, что те могли быть подписаны без согласования органов власти.
На фоне мирового финансового кризиса не утешительными выглядят и кредитные рейтинги страны, которые всего немногим выше греческих. По официальным данным, вероятность экономического дефолта в Венесуэле приравнивается к 52 процентам. Вопрос в том, как воспримут сами акционеры утечку международных резервов и золотого запаса страны в руки таких ненадежных кредиторов, как Россия и Китай.