Политика ФРС – стоят ли риски результата?
Ну вот, кажется, и наступило то время, о котором так много говорили – на этой неделе начинается завершение (простите за каламбур) количественного смягчения (QE), которое ФРС проводила во имя спасения американской экономики. Правда, все это еще неизвестно как отразится на гладкости вод океана экономики глобальной – неудивительно, что аналитики уже приготовились встречать новые опасности, которые начнутся как только Бен Бернанке официально объявит об окончании «смягчающей» политики.
А случится это уже через несколько дней. Трудно сказать, что эта новость кого-то удивит – глава ФРС поделился своими планами с общественностью еще месяца четыре назад, закладывая в сознание инвесторов мысль о том, что бум массовой покупки облигаций не может продолжаться вечно – что бы сами инвесторы по этому поводу не думали. Большинство наблюдателей, впрочем, полагают, что первый шаг в сторону «сужения» будет символическим – размер ежемесячных вливаний денег уменьшится буквально на 10 или 15 миллиардов долларов.
Политика ФРС и не только
Начало сужения стало чем-то вроде вотума доверия к американской экономике – лица, принимающие такого рода ответственные решения, посчитали, что она восстанавливается. Аргументами «за» стали возрождение рынка недвижимости и постоянная скорость, с которой создаются новые рабочие места. Впрочем, основным аргументом для прекращения поступления на финансовые рынки супер-дешевых денег стало признание со стороны Банка международных расчетов, что подобные средства приносят экономике больше вреда, чем пользы. В целом QE, развязанная центральными банками в 2008 году в беспрецедентных масштабах, всегда оставалась обширным и крайне рискованным экспериментом. Более того, завершение этой политики также чревато самыми разнообразными последствиями. Основных рисков выделяют четыре.
Риск первый
В то время, пока Бернанке намеревается тщательно контролировать процесс сворачивания QE, рынки продолжают работать по прогнозированию и экстраполяции, реагируя на будущие изменения заранее. И пока процесс сужения будет идти полным ходом, всегда есть риск того, что инвесторы «подадутся в бега». Вон ведь МВФ в начале года уже начал сбрасывать облигации, тем самым взвинчивая процентные ставки. В итоге то, что Бернанке обещал контролировать и нежно лелеять, просто потеряет смысл.
Риск второй
Не меньшую тревогу у аналитиков вызывает и то, что называется суперциклом товара. В основе этой теории лежит предположение, что рост стоимости того или иного товара (неважно, сырья или же ценной бумаги) зависит от определенного цикла. Как только он заканчивается (у каждого товара этот срок свой), сразу начинается падение цены. С ценными бумагами та же история – и опасения в их отношении не так уж беспочвенны, ведь в последнее время сильно ослабился рост китайской экономики. Не является ли QE тем единственным фактором, который удерживает экономику США на плаву? И с ее завершением в стране полноправно воцарится дефляция.
Риск третий
Сужение может быть проведено не в полной мере – программа не просто не закроется, а будет лишь чуть-чуть уменьшена. Настолько «чуть-чуть», что вряд ли изменения будут замечены потребителями и предприятиями реального сектора. Зато на Уолл-стрит уже сейчас царит безумие. Причем это безумие понемногу повергает в кризис рынки развивающихся стран. В результате инвесторы останутся в проигрыше – забрав деньги из этих рынков, они почти ничего не получат от рынков американских.
Риск четвертый
И самое время вспомнить о тех самых развивающихся рынках – Индии, Индонезии, Турции, Бразилии теперь грозит полномасштабный кризис, ведь деньги, благодаря которым эти экономики росли и процветали, теперь грубо в больших объемах извлекаются и стекаются обратно в США. Конечно, развивающиеся рынки не являются головной болью главы
Федеральной резервной системы, расхлебывать это будет МВФ. Вот только как показывает практика, неизбежным последствием глобализации является тесная взаимосвязь всех экономик мира.