Исламский банкинг как выход из европейского банковского кризиса
Когда-то исламский подход к финансированию был самым передовым в мире. Правда, свое превосходство в финансовом мире ислам потерял 6-7 веков назад, но отдельные экономисты поговаривают, что фундаментальные идеи этой религии все еще способны сформировать такую финансовую систему, которая была бы уместной в 21 веке.
С самого начала учение мусульман помимо религиозных постулатов воспитывало в своих последователях ответственность, без которой коммерческие отношения невозможны. В исламском банкинге купцы справедливы, риски умеренны и все участники помнят, что Магомет осуждал все хищнические финансовые практики.
Честность и справедливость
Долгое время мусульмане были великими трейдерами, обеспечивавшими стабильные экономические отношения между Азией и Европой. Из арабских стран европейцы приняли и развили методы кредитования, определения степени рисков и доходности. Уже христианские философы стали развивать исламские дебаты о честности и справедливости, а церковные власти начали копировать практики исламских учителей, принимая постановления о законности сделок, принуждая тем самым торговцев и инвесторов к сдерживанию своих аппетитов.
Конечно, нередко такие призывы падали на весьма каменистую почву и их просто не слушали. Но еще долгое время и в исламской, и в христианской среде никто не спорил с тем, что торговля должна быть справедливой, а финансирование – служить общему благу. Со временем христианский мир благополучно начал отказываться сначала от религии, а потом от принципов справедливости в финансовых делах.
Нет, в большинстве небольших банков эти принципы в том или ином виде еще работают. Это сберегательные банки, строительные общества, кооперативные банки и кредитные союзы. Многие из них в своей работе направлены больше на обслуживание клиентов, и приоритетом является не максимальная прибыль, а удовлетворение этих клиентов. Но это – все маленькие, региональные структуры. Остальные же, лавируя между рисками, рванули за прибылью. В итоге банкиры стали невероятно богатыми, а долги – огромными и неустойчивыми.
Исламский банкинг возвращается
Чем заканчивается свобода действий, продиктованная финансовым эгоизмом, мы все смогли увидеть в 2008 году. Это было весьма предсказуемо. Причем показательно, что во время кризиса не пострадал ни один банк, работающий по законам шариата. Правда, юристам и банкирам пришлось приложить немало усилий, чтобы разработать ипотечные инструменты такого рода, которые бы могли потом использовать хедж-фонды и которые бы не выходили за рамки исламского права. Но и многие государства уже начали выпускать облигации, которые соответствуют шариату – сукук.
Конечно, финансы всегда подразумевают обязательства, а потому они всегда будут связаны с риском. Но европейские банки эти риски игнорировали, все больше обращаясь к спекуляции. Исламский банкинг предлагает ввести запрет на операции, которые построены на чистой воды везении или стремлении перехитрить в чем-то партнера или клиента. Излишки и нечестность – то, что уже привело к финансовому кризису. Они являются сигналом, что существующая система потеряла моральные ориентиры. Но новой пока нет. Оттого стоит пока воспользоваться теми, которые нам оставила история.
Да, во многом банки обращаются к финансовым продуктам «по шариату» из-за того, что по этим законам живет все больше граждан их стран. Но нельзя не вспомнить о том, что и правительства в своих долговых вопросах понемногу обращаются к исламским финансовым инструментам. Интересно, что государственные облигации сукук выпустили уже несколько европейских государств.