Иностранные банки в России: кто рискует больше?
Санкции, падение рубля, оспаривание контрактов или оспаривание их сроков – все это не на пользу российской экономике, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Впрочем, оказалось, что ударная волна возвращается и тем, кто эту санкционную и финансовую войну начал. Не успели подсчитать убытки производители продуктов питания, за калькуляторы взялись европейские банкиры и финансисты. Шутка ли – Россия долгое время была благодатным рынком прибыли от предоставления розничных банковских услуг. Продолжится ли процветание на ее территории иностранных банков?
Чем рискуют иностранные банки в России?
В неопределенном положении в России сегодня три крупных иностранных банка. Выступая отчасти в роли российских кредиторов, отягощенные теми же санкциями австрийский Raiffeisen Bank International, итальянский UniCredit и французский Societe Generale, тем не менее сейчас в очень выгодном положении, чтобы захватить солидную долю россйиского рынка. Правда, сначала им придется выдержать волны последнего кризиса, а для них это может быть куда сложнее, чем для банков российских.
Да, России иностранные кредиторы, в частности те же европейские банки тоже нужны, чтобы поддержать ее шатающуюся экономику – так считают те самые банки. Правда, кошмаром всех западных банков является мысль о том, что российский президент может просто взять да и экспроприировать активы иностранных банков. Не такая уж и фантастика, если Запад удумает еще один раунд санкций. Оттого-то иностранные банки и беспокоятся, оценивая свои риски.
Кто сколько зарабатывает?
Проще всего будет Societe Generale. Россия для этого банка просто приятное дополнение – те 3% филиалов, которые он открыл в нашей стране, приносят группе 10% чистой прибыли. И если вдруг ситуация сложится так, что все нажитое в России банк потеряет, это не сильно повлияет на состояние его личного капитала. Так что из рамок правил Базеля Societe Generale не сильно выбьется.
Для UniCredit ситуация складывается в более тревожном ключе. Если бы он попал под кризис 1998 года, он бы потерял треть своих активов, сегодня же российский бизнес приносит банку 17% чистой прибыли. При этом под коррективы все тех же базельских правил подпадает более половины его активов. Удар в случае кризиса будет тяжелым, но не критичным.
И все-таки дела у этих двух банков дела получше, чем у Raiffeisen Bank. Да, безнадежных долгов хватает и у него, но Россия на сегодня является источником более ¾ прибыли банка. И если бы повторился кризис 98 года, у банка бы осталось не более 8% собственного капитала.