Италия как часть Европы – есть ли перспективы?
Сильвио Берлускони неоднократно утверждал, что его личный авторитет, который ему приписывают другие ведущие политики Италии, только усиливается, иногда переходя в критическое состояние – особенно если речь идет о влиянии на принятие европейских и международных решений. И здесь даже возразить что-то сложно – ведь в какой-то степени этот скандальный итальянский политик был даже прав.
Однако правда эта горькая. Италия действительно будет и дальше играть чуть ли не решающую роль на заседаниях большой «двадцатки» и Европейского союза – по крайней мере тех, которые будут касаться прекращения кризиса еврозоны – однако в большинстве своем только как источник проблем. И, конечно же, не стоит говорить об итальянском протекторате, ведь эта страна полностью зависит от франко-германских решений.
Прогнозы все мрачнее
Пока же в политических кругах Европы, Америке и Азии ширится мнение, что проблемы еврозоны кроются не только в Греции, которая всячески подрывает единство мнений и валюты, что в итоге может обернуться распадом Европейского союза, повторным мировым финансовым кризисом, тяжелой депрессией и драматическими социальными кризисами. Если учесть размер прогнозируемых несчастий, то их причиной может стать даже не Греция – а так же Италия или Испания. Причем Италия лидирует, так как в Мадриде наблюдается куда больший прогресс на пути выхода из кризиса и демонстрирует экономическое и политическое восстановление. Италия же явно отстает – это заметно по процентной ставке по государственным долгам этих стран. Итальянская ставка сегодня выше, чем даже в Польше, которая даже не является участником еврозоны.
Почему Италия позади всех?
В числе отстающих Италия оказалась из-за отсутствия хоть какой-то степени ответственности со стороны правительства. И здесь снова наблюдается яркий контраст с Испанией, где правительство призналось в несостоятельности и призвало к проведению выборов. Впоследствии, правда, все закончилось другим призывом – к оппозиции о сотрудничестве и призыв этот был услышан. В Италии же не было абсолютно никакого стратегического видения экономической политики, что не мешало правительству предаваться неоправданному оптимизму. Когда в 2011 году «гром грянул» все просто начали сваливать вину друг на друга. Оппозиция обвиняется в том, что она мешала правительству работать, премьер-министр виноват в том, что слишком много внимания уделял оппозиции, а не экономике или нетрудоустроенной молодежи. Зато оппозиция имеет абсолютное влияние на находящихся в Риме иностранных корреспондентов и это, пожалуй, единственная причина тому, отчего так много по всему миру «разошлось» критики в адрес правительства и премьер-министра.
Правительство о правительстве
И все-таки, как высказался Марио Монти, тот, кто возглавит итальянское правительство, должен будет принять целый ряд весьма неприятных реалий. Так, например, как то, что хотя у итальянской экономики и имеется достаточно серьезный потенциал, обеспокоенность отсутствием в Италии экономического роста и рыночных реформ также не лишена оснований. Италия присоединилась к Греции в качестве претендента на роль триггера кризиса еврозоны – и возможно в масштабе, которым будет невозможно управлять. И если за время правления Монти Италия хоть немного постаралась изменить свое положение, то куда теперь свернет ее деятельность, совершенно не ясно.