В Европе будет новый налог
Довольно легко понять стремление Европейского союза заставить финансовые компании платить налог каждый раз, когда они покупают или продают облигации, акции или их производные инструменты. С одной стороны – это прямо-таки моральное удовлетворение политиков, попавших в зависимость от финансистов и получивших возможность реванша. С другой – по самым скромным подсчетам ожидается, что этот новый налог принесет европейской казне 40 миллиардов чистой прибыли.
Сладкая месть?
Да скорее всего насладиться местью европейским политикам не удастся и как и всех их ожидает горькое разочарование. Все прежние попытки обложить налогом финансовые сделки совершенно не приносили ожидаемого эффекта. Напротив, они способствовали массовому перемещению подобного рода деятельности за пределы страны. В свое время такие попытки предпринимала Швеция, которая ввела налоги на осуществление финансовых сделок еще в 1980-х годах. В результате объемы налогооблагаемых торгов резко упали, а то, что налоговым службам удалось собрать «по факту», не составило и 5% от того, что было запланировано. Более 80% торговых сделок с ценными бумагами попросту «переехали» и рынок опционов из бурлящего моря превратился в иссякающий ручей. Стоит ли удивляться, что к 1991 году Швеция сдалась и отменила этот налог. Аналогично развивалась ситуация и в Штатах, которые еще в 1960-х пытались обложить налогами покупку иностранных ценных бумаг американскими инвесторами. Благодаря таким непродуманным действиям американского правительства сначала формируется рынок еврооблигаций в Лондоне, а затем – в Азии и прочих регионах. В целом на этих рынках сегодня осуществляется сделок на 3,7 триллиона долларов – и это только те сделки, доходность которых фиксирована.
Получится ли?
Один из стратегов-аналитиков крупной лондонской компании Mint Partners Билл Блэйн по сути просто озвучил то, о чем все думают, но никто не решается сказать вслух. Введение налогов на финансовые операции в первую очередь вызваны стремлением политиков наказать финансовые рынки. Однако рынки за свои интересы всегда могут «голосовать ногами» - то есть попросту сменить место деятельности. Прежде чем объявить о своем окончательном решении чиновники ЕС заявили, что приняли меры для предотвращения таких исходов. По крайней мере в пределах 11 стран еврозоны, которые подписали этот план. Эти страны получили право вводить налог на ценные бумаги той или иной сделки, совершенной в любой точке мира, пока хотя бы у одной из сторон-участниц имеется факт делового присутствия в зоне евро. Например, лондонскому банку, осуществляющему свои операции на континенте теперь не «отвертеться» от оплаты налога на транзакции в Великобритании. Новый налог будет применяться практически во всех секторах финансовой индустрии, в том числе и к пенсионным фондам. Впрочем, из общего перечня налогооблагаемых лиц исключены лица физические и нефинансовые компании.