Соглашение о банковском надзоре – неоправданные надежды германского правительства
Итак, все принято, все вроде бы продумано и решено. И все, кто так или иначе участвовал в принятии законодательных норм о введении надзора над деятельностью европейских банков, уже успели получить свою долю похвалы. Больше всего досталось канцлеру Германии, именно Мерхель больше всех ратовала и за принятие этих норм, и за их ужесточение. Правда, после тщательного анализа уже подготовленного нововведения независимыми аналитиками оказалось, что оно не так «водонепроницаемо», как этого бы хотелось его творцам. Так, в проекте напрочь отсутствуют правовые основы – впрочем, даже не это вызывает основные опасения. Введение надзора может привести к конфликту интересов на самом высоком уровне банковского сектора.
Пока сам себя не похвалишь…
Собственно, Ангела Мерхель действительно получила самую высокую похвалу – собственную. Все последние решения, принятые Евросоюзом в попытках спасти свою валюту за последнее время – а точнее, все, в которых участвовала германский канцлер, она охарактеризовала как «невозможно переоценить». И действительно – ее администрации удалось «протолкнуть» все требования ее страны. Впрочем, как известно самохвальство редко бывает объективным. Так и в данном случае разрыв между вымыслом и реальностью огромен. Невзирая на все чаяния, некоторые эксперты осторожно говорят о том, что достигнутое соглашение о банковском надзоре может напротив, полностью разрушить репутацию Мерхель как человека уравновешенного и вообще – спасителя единой валюты.Движение не в ту сторону
Собственно, политика, которую неуклонно вела немецкий канцлер, до сих пор удостаивалась только похвальных отзывов. В этой политике основное внимание уделялось именно мелочам, небольшим систематическим шагам. Одновременно Мерхель неустанно призывала европейских лидеров к движению вперед в направлении политической интеграции Европы. Тут же в самом конце саммита она заявляет, что ничего из подобных вопросов даже не будет вынесено на повестку дня, а почти одновременно с этим заявлением германский министр иностранных дел голосует за создание банковского надзорного органа. И все это при том, что их «родные» германские банки смотрят на продвигаемое новшество с очень большим беспокойством, а юристы Бундесбанка не перестают повторять, что обязанности нового супер-агентства все еще остаются крайне туманными.Теория и практика
Итак, в центре усилии ЕС больше нет «большой Европы». Вместо этого усилиями их канцлера немецкие налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности за многомиллиардные риски, которые с такой легкостью берут на себя европейские финансовые институты. В результате от призвания Мерхель возлагать повышенную ответственность только в случае повышения уровня интеграции, на практике мало что осталось.Нынешняя германская администрация попыталась протолкнуть свое видение банковского союза, при котором борьба за выживание, например, испанских или итальянских кредиторов больше не затронет германские налоговые поступления. Правда, для этого такой крупной стране как Германия нужно было куда больше полномочий в надзорной банковской службе. Министр иностранных дел Фатерлянда и вовсе хотел видеть новое агентство в строгом отдалении от совета управляющих ЕЦБ, дабы те в стремлении поддержать проблемные банки не отвлекались от своей главной миссии – сохранения стабильности цен. Судя по требованиям Шойбле, между новым банковским надзорным органом и ЕЦБ нужно было воздвигнуть никак не меньше чем Великую китайскую стену.
Однако германское видение решений отличается от того, что было сказано при подписании соглашения. Так, новосозданное агентство будет вынуждено все свои важные решения предъявлять на проверку. А при возникновении каких-либо конфликтов агентство должно прибегать к помощи посреднического комитета – именно это положение вызывает больше всего возмущений со стороны германских банкиров. При этом уже изначально предусмотрены некоторые ситуации, при которых решающее слово будет именно за управляющим советом ЕЦБ. Однако главным разочарованием для германского правительства стало то, что их предложение приравнять количество голосов, «приходящихся» на каждую страну, с размером этой самой страны не было даже рассмотрено. Стоит ли говорить, что принятие такого предложения автоматически отдало бы бразды правления Евросоюзом в руки Германии и Франции.