Индийская рупия: быть или не быть
Одним из наиболее драматичных признаков изменений в настроениях инвесторов в отношении Индии стало изменение курса рупии. Стоило только среди представителей властей этой страны начаться спорам по поводу налогов и новых реформ, как особо нервные иностранные инвесторы тут же бросились выводить деньги из страны. Естественно, индийская рупия не замедлила рухнуть по отношению к американскому доллару сразу к 3-месячному минимуму. Где и пребывает сейчас. Правительство же вместе с Резервным банком Индии утверждают, что такие изменения курса являются временными, и вообще их быть не должно.
Курс индийской рупии как отражение политической ситуации
В Индии слабая валюта традиционно рассматривалась как признак политической слабости. Оттого действия заступившего на пост главы Центрального банка Раджана расцениваются как крупный успех. Ему удалось остановить свободное падение индийской рупии, начавшееся в сентябре 2013 года, и удержать ее на плаву, когда уверенность в правильности действий прошлой политической власти была минимальной. А стоило нынешнему премьеру Моди заступить на пост, как индийская рупия и вовсе начала полноценное укрепление, в том числе и благодаря огромному притоку иностранных инвестиций. Моди является поборником сильной валюты, которая, как ему кажется, может быть приравнена к национальной прочности.
Премьера можно понять. Исторически, в отличие от многих соседей по региону, в Индии не приживалась экспортно-ориентированная экономическая стратегия, потому стимула поддерживать свою валюту слабой здесь не было. И, напротив, при фактической зависимости страны от импорта, особенно импорта нефти, укрепление обменного курса только способствовало сдерживанию инфляционного давления. А вот резкая девальвация индийской рупии связана со сразу двумя эпизодами национального унижения – это кризисы платежных балансов, которые Индии пришлось пережить в середине 1960-х и в начале 1990-х годов.
Индийская рупия должна поддерживать экспорт
Стабильность обменного курса остается решающим аргументом, так как волатильность подрывает бизнес-отношения. Но экспорт товаров и услуг тоже начал принимать решающее значение для экономического роста страны. На сегодня это – 25% производства. А в планах Моди и вовсе превратить Индию в базу для производителей, как местных, так и иностранных. Пока, конечно, экспортерам приходится сталкиваться с трудностями – ужасная инфраструктура, слишком сложный налоговый режим. В такой обстановке они не смогут позволить себе еще и усиленный обменный курс.
Но рупия держится – с апреля прошлого года по март текущего она подешевела по отношению к доллару едва ли на 5%. При этом тот же доллар по отношению к другим валютам укрепился куда более существенно: на 24% у евро, на 16% – к иене, на 14% - к британскому фунту.
Индийцы же, вместо того, чтобы радоваться, подсчитывают убытки – экспорт падает пятый месяц подряд, и в марте было самое большое его снижение за последние несколько лет. И единственной причиной, почему это не вызывает особой тревоги, является удешевление импорта благодаря падению цен на нефть. Дефицит торгового баланса, хотя и велик (почти 11 миллиардов долларов), но все еще является управляемым.
Пристрастие к золоту
Никто не скрывает – падение обменного курса стимулирует экспорт, как товаров, так и услуг, в частности, в секторе информационных технологий. И даже когда импорт начнет дорожать, низкие цены на нефть смягчат удар. Кроме того, ослабление рупии должно сделать более дорогим импорт золота, что должно удержать индийцев вкладывать деньги в этот драгметалл. Ведь такое накопительство бесполезно для экономики.
Стоит заметить, что в отношении к золоту упорство индийцев просто поражает. В 2013 году, чтобы предотвратит или хотя бы уменьшить его закупки гражданами, правительство даже повышало пошлину на импорт золота, что существенно влияло на его итоговую стоимость. Как можно видеть, эти меры ни к чему не привели.