Права субъекта кредитной истории или Что нужно контролировать заемщику?
Выдачу банковских кредитов теперь просто невозможно представить без проверки финансовой организацией кредитной истории соискателя. Изначально банки вовсе не занимались ее формированием, но с каждым годом получить заем без кредитного досье становится все сложнее. А с этого года заполнение кредитной истории окажется обязательной процедурой независимо от того, хочет того заемщик или нет. Вместе с тем, должнику не стоит занимать по отношению к своему кредитному досье пассивную позицию, так как без его контроля там могут появляться ошибки, приводящие к довольно значимым для него последствиям.
Кто является субъектом кредитной истории и какие его основные права?
Всех, кто хоть каким-то образом касается кредитной истории, получится распределить в две группы – пользователи кредитной истории и ее субъекты. В число первых попадают финансовые учреждения, выдающие займы, и вносящие в досье всю информацию. Субъектами же являются непосредственно заемщики, которые сами не имеют отношения к заполнению досье, но, тем не менее, должны следить за правильностью содержащихся там сведений.Для контроля кредитной истории ее субъекту дается право единожды в году получить к ней доступ, не платя за это. Последующие ознакомления со своим досье могут обходиться заемщику до 2000 рублей. Так как в России действует много БКИ, то, для начала, человеку нужно разобраться, в каком Бюро содержится его кредитная репутация.
Разузнать это можно в банке, где в последний раз оформлялся кредит. Получив информацию о БКИ, заемщик отправляет туда запрос по почте либо онлайн. С подобным же прошением можно обратиться и в сам банк, ведь он связан с БКИ достаточно тесно, но при этом наверняка доведется заплатить кредитору за его посреднические услуги. Ответ, выраженный в форме кредитного отчета, обязан прийти в распечатанном виде в течении месяца со дня запроса на адрес заемщика.
Права субъекта кредитной истории на ее корректировку
Возможность ознакомиться с содержанием кредитной истории, конечно, очень полезна, ведь позволяет контролировать наличие ошибок в ней. Однако наряду с этим, права субъекта кредитной истории подразумевают возможность оспаривания сведений, которые, по мнению заемщика, являются неправдивыми.При обнаружении неточностей в своей КИ заемщик должен подать жалобу в БКИ, где она храниться, указав, какие данные на его взгляд являются неверными, и почему. В дополнение к жалобе должны быть приложены какие-либо документальные доказательства. К примеру, вы несколькими месяцами ранее окончательно выплатили заем, но в вашем досье заемщика значится, что вы все еще должны кредитору, поэтому вам уже неоднократно довелось получить отказ банка в кредите.
Чтобы обосновать собственную правоту, вам необходимо будет присовокупить к своей жалобе копии квитанций, удостоверяющих оплату займа и справку о том, что вы его окончательно погасили. Дальше банк и БКИ станут разбираться, кто допустил ошибку и не внес сведения в кредитную историю. Как правило, при наличии документальных доказательств со стороны заемщика, его ходатайство оказывается одобренным, а ошибки – ликвидированными. Впрочем, иногда финансовые организации или БКИ не хотят проводить корректировку данных, и тогда субъекту кредитной истории доведется решать спор только через суд.