Кредитные проблемы Еврозоны – все только начинается?
Увы, аналитики все чаще говорят о том, что минувший кризис в скором будущем покажется Еврозоне «цветочками» и что худшее развитие событий у нее впереди. Комплексы проблем, которые формируются внутри каждой из стран-участниц этого объединения, неудачные комбинационные ходы банковских структур и невозможность отдельных государств расплатиться с долгами ведут к кульминационному развитию всеобщего экономического «стресса». На фоне всего этого создается впечатление, что европейские страны готовы «перегрызть глотки» друг другу, лишь бы получить очередной высоколиквидный кредит от Европейского Центрального банка.
Оптимизму места нет?
Сегодня даже те из аналитиков, которые до сих пор в своих прогнозах обещали позитивные тенденции, начали говорить о том, что даже если Европа начнет-таки заниматься решением исключительно собственных проблем, время для положительных решений уже упущено и перспективы выглядят более чем мрачно. Те же, кто и ранее не отличался особенным оптимизмом, прямо заявляют, что для сложившейся ситуации все предлагаемые решения – «что слону дробина», а значит, Еврозоне скоро просто придет конец. Если пессимисты окажутся правы, правительствам стран ЕС придется обеспокоиться не только тем, чтобы распустить и заново формировать финансовые и инвестиционные рынки и создавать новые регуляторы для экономики, но и снижением рисков, которые непременно повлекут за собой такие процессы.
Если евро не станет…
Основная проблема, которая волнует кредиторов – и банкиров, и поставщиков товаров это то, в какой форме с ними будут рассчитываться их должники-европейцы, если Еврозона распадется, а евро как валюта прекратит свое существование. Ведь если две фирмы заключили контракт на предоставление
коммерческого кредита и последующих расчетов за товар в евро, то совершенно неясно в какой форме будет рассчитываться компания-должник. Такая же «скользкая» ситуация складывается и с банковским кредитованием. Впрочем, ничуть не легче и частным инвесторам – предположим, вы вложили в немецкий банк 50 тысяч евро. Если с обретением Германией прежнего суверенитета она вернется к своей исторической валюте – дойчмарке, то вполне логично предположить, что по истечению срока депозитного договора вы получите свои средства именно в немецких марках. И казалось бы, можно себя с этим поздравить, если бы не одно «но» - непонятно каким будет обменный курс между уже привычным евро и «новой» маркой. И какова у этой марки будет покупательная способность? Впрочем, не исключена ситуация, что какое-то время и евро, и национальные валюты будут действовать параллельно. Вряд ли банки не воспользуются ситуацией, и не будут пытаться расплатиться с клиентами существенно «подешевевшим» евро. Результатом, скорее всего, станут бесконечные судебные разбирательства.
Слишком много нюансов
Предложенная выше ситуация является предельно простой. Но как, например, будет решаться вопрос о возврате средств, если вы воспользовались услугами немецкого банка, но, например, в его Лондонском филиале? Будет вопрос валюты, в которой вам должны вернуть средства, решать головной офис банка или же это будет компетенцией руководства филиала? И при возникновении споров сможет ли суд Британии разрешить их? Отсюда возникает еще один вопрос – неизвестно, чем будут заканчиваться подобные разбирательства, ведь не исключено, что судебные органы станут на сторону кредиторов и заставят их клиентов забирать деньги в той же валюте, в которой они были вложены. То есть, например, у фирмы, отпустившей в кредит товар определенной стоимости, выбор будет небогатым. Либо соглашаться на оплату в дешевеющем евро и получить сразу хотя бы часть своих средств, либо ожидать, когда закончатся разбирательства (они могут длиться годами) и при решении суда проводить оплату в евро не получить вообще ничего, ведь к тому времени эта валюта обесценится вообще.