Как банки обманывают заемщиков?
Между ложью и не всей правдой – только тонкая грань. Не секрет, что причинить ущерб умолчанием можно еще вернее, чем сделать это солгав. И так же не является секретом тот факт, что банки в своей работе ничуть не гнушаются использовать эти принципы – себе во благо. Избежать подобного отношения трудно, но, как известно, кто предупрежден…
Так ли нужна страховка?
При оформлении почти любого кредита нам навязывают страхование жизни и залога, если оформляемый заем относится к обеспеченным. Причем закон делает страхование обязательным только в отношении залога, покупка заемщиками полисов личного страхования – прихоть банков. Кредитные организации утверждают, что это нужно в первую очередь самим заемщикам – мол, жизнь непредсказуемая штука, а если с вами что-либо случится или вы потеряете работу, проблем с выплатой долга не избежать. Правда, банки умалчивают о том, что в таких случаях страхование защищает в первую очередь их интересы. И что зачастую стоимость предлагаемых полисов, за которые заплатите вы, не соответствует размеру страховых выплат – которые получит банк. Увы, в этом отношении выбор у заемщика небогат – в большинстве случаев если вы откажетесь оплачивать страховку, вам попросту откажут в кредите.
Все решает система?
Казалось бы, приходя в банк или консультируясь у кредитного менеджера непосредственно в торговой точке, мы всегда имеем личные контакты. Однако все эти контакты являются не более чем собеседованием, в то же время за решение по вашему кредиту ответственны… электронные системы. Причем принцип их действия зачастую является загадкой и для самих кредитных менеджеров, ведь вы можете получить отказ даже с прекрасной кредитной историей и «белыми» доходами. Просто потому, что на основе аналитических данных машина сделала вывод о неблагонадежности заемщиков, которые предпочитают красный цвет автомобиля и оформляют кредит на новый мобильник - а у вас как раз авто красного цвета и в кредит вы берете именно телефон. Как бы смешно это ни звучало, но именно
скоринговые системы «виновны» в том, что получая отказы, мы даже не знаем их причин.
Продать побольше
У этого принципа много названий, наиболее популярный из них – целостный сервис и сталкивались с таким сервисом как заемщики, так и другие банковские клиенты. В основе его лежит стремление банка убедить вас в том, что из его услуг вам нужна не только та, за которой вы обратились, но еще и несколько других. Так, например, некоторые банки практикуют выдачу кредитных карт тем, кто обратился за потребительским или автокредитом. Или же если вы хотите открыть депозит, банковский клерк попытается заодно убедить вас и в том, что именно у них для вас самое выгодное предложение по страхованию авто. А заодно и самые замечательные условия для пенсионного счета ваших родителей.
Доходные комиссии
Многие заемщики будут удивлены, узнав, что основным доходом почти любого банка являются не проценты по выдаваемым кредитам, а всевозможные комиссии, которыми не только сопровождается каждый из видов займов, но и почти все банковские операции. Если в отношении кредитования некоторые из таких поборов уже признаны незаконными и несколько крупных кредитных учреждений «скрепя сердце» от них отказались, то остальные операции проводятся все так же с дополнительной доплатой. Так, в отдельных банках комиссия взимается при пополнении счета кредитной карты. Причем взимается она не с суммы, которую вы вносите, а…с каждой купюры. Один из банков пошел еще дальше и берет комиссию… за открытие депозитного счета, что в теории невозможно вообще. Ведь депозит предполагает, что вы даете банку во временное пользование деньги, а он вам за это платит проценты. Как бы то ни было, но об этих поборах банки тоже не предупреждают заранее, что зачастую становится поводом к дополнительным разбирательствам.