Кредитную историю проверить не хотите ли?
Американские исследователи выяснили, что по крайней мере каждый пятый гражданин их страны, заказав кредитный отчет, может получить «на руки» далеко не те данные, которые сообщают агентствам, ведающим кредитными рейтингами физических лиц, кредитные структуры. Что это – закрытие доступа простых американцев к своим кредитным историям? Бюро по защите прав потребителей намерено поставить вопрос ребром.
Дело не в правдивости данных?
Каждое исследование проходит в течении пяти дней, за которые информация от потребителя, заключающего соглашение или погашающего кредитный долг «доходит» до банков и поступает в агентства, собирающие и анализирующие кредитные истории американцев. Целью исследований является выявление несоответствий между тем, что происходит и тем, что попадает в официальные документы. В поле зрения исследователей попало около 30 американских аналогов БКИ, в том числе такие крупные как Equifax Inc, Experian plc и TransUnion Corp. Ричард Кордрей, директор агентства, проводящего исследования, утверждает, что проводимая работа должна выявить все недостатки и сложности, которые встречают потребителей при кредитном скоринге. В частности, речь шла о том, что когда потребитель покупает кредитный отчет (то есть получает его на платной основе), он должен быть предупрежден о том, что разные кредиторы используют в своей работе разные системы оценивания кредитных рейтингов и принимают решение о предоставлении займа исключительно опираясь на собственные критерии «отбора» заемщиков. Любопытно, что о каких-либо изменениях или претензиях в отношении бесплатного кредитного отчета, на который американцы (так же, как и наши сограждане) имеют право раз в год, никто так и не вспомнил. То есть если потребитель, получив на руки свой кредитный отчет, не знает, как применяются те или иные баллы, он все равно не сможет определить, «понравится» его кредитный рейтинг банку или частному кредитору или нет.
А в это время Ассоциация потребителей…
Глава вашингтонской Ассоциации потребителей Industry Data Стюарт Пратт заявил, что в 80% случаях запросов кредитных отчетов потребители получают правильные отчеты с информацией, точно отражающей текущее состояние кредитного рейтинга «хозяина» кредитной истории. Более того, если верить Пратту, то даже наличие несоответствий между информацией, поступающей от самого заемщика и той, которую подает кредитор (значит несоответствия все-таки «имеют место быть»), это не окажет никакого влияния на дальнейшее развитие «кредитных событий. Основным в такой ситуации будет то, как именно банк, в который заемщик подал заявку, применяет «кредитные» баллы потенциального клиента для принятия решения.
Без последствий не обойдется
Заявления г-на Пратта выглядят весьма двусмысленно, если учесть, что все ставки и кредитные условия банки в Штатах предлагают дифференцированно – то есть в индивидуальном порядке и основным аргументом будет выступать именно кредитная история. Если резюмировать, то каждый пятый американец, сам того не зная, обращаясь за новым кредитом получит заведомо худшие условия, чем ему «полагается» и останется либо соглашаться на то, «что дают», либо тратить свое время (и деньги) на исправление ошибок в кредитной истории.