Нездоровые рынки: отрицательные ставки и количественное смягчение
Поразительная статистика – около трети всех государственных долгов в еврозоне, что составляет в общей сложности ценных бумаг на сумму примерно 2 триллиона евро, торгуются с отрицательной процентной ставкой. Когда ЕЦБ начал программу количественного смягчения, первыми «в минус» пошли 10-летние швейцарские облигации. Спустя короткое время отрицательные ставки по гособлигациям на европейских рынках стали массовым явлением. В погоне за якобы безопасными активами инвесторы попросту игнорируют здравый смысл, демонстрируя готовность платить правительствам за привилегию их прокредитовать.
Доплатить заемщику за право одолжить ему денег
Такова картина в целом по Европе. Если посмотреть на страны в отдельности, она будет еще более яркой. Среди германских активов – 70% торгуются с отрицательной доходностью, французских – 50%, и даже Испания 17% своих облигаций представила по ставке со знаком «минус».
Такого не то что никогда не было в подобных масштабах. Об этом вряд ли кто мог и помыслить еще несколько лет назад, когда в разгар кризиса долги большинства этих же стран продавались по ставкам, близким к дефолтным. Многие аналитики говорят, что кардинальное изменение ситуации с ценными бумагами не стоит воспринимать как сигнал о том, что ситуация с экономикой пошла на лад. Скорее всего, напротив, маятник качнулся с прежней силой, просто в другую сторону. И, если в кризис все было хотя бы предсказуемо, то к чему приведут отрицательные ставки, пока мало кто берется предсказать.
Долги растут
Казалось бы, не стоит волноваться о том, что спрос на развитые экономики не просто растет, а стал чрезмерным. Да и финансовый кризис, спровоцированный лопнувшим кредитным пузырем, был настолько беспрецедентным, что его повторения не ждут даже самые большие скептики от аналитики.
Долги выровнялись – рост государственных кредитов «компенсировало» замедление долгов частных и корпоративных. А еще развивающиеся рынки стали вполне достойно заменять рынки западные. И вроде бы все хорошо – настолько, что один из наиболее тревожных симптомов, оставшихся от кризиса, просто не заметили.
Совокупный государственный долг стран «большой семерки» с начала кризиса вырос практически на 40%, что в соотношении к ВВП тех же стран составило уже 120%. И это при том, что в глобальном масштабе долги увеличились всего лишь на 30% по отношению к тем цифрам, которые были зафиксированы до кризиса.
Отрицательные ставки были предсказуемы
Понемногу все крупные центральные банки начали печатать деньги. Начала ФРС, ее примеру последовал Банк Англии, потом к ним присоединился Банк Японии. Последним этот перечень пополнил ЕЦБ - и теперь вот Банк Китая рассматривает перспективы нетрадиционной денежно-кредитной поддержки покупки облигаций.
Неудивительно, что в неестественно низких ставках аналитики обвинили именно включенные печатные станки. Трудно поспорить с таким обвинением, ведь, по сути, конечной целью количественного смягчения является именно понижение доходности облигаций до той точки, на которой инвесторы будут вынуждены искать более рискованные альтернативы.
И все бы ничего, но у этого процесса есть побочный эффект. Все то, что искусственно регулируется, рано или поздно начнет «корректироваться» с поправкой на реальное положение дел. И многие кредиторы от такой корректировки понесут огромные убытки. Возможно, понимая это, многие иностранные инвесторы не торопятся в США и Европу.