В чем виноват Lehman Brothers?
Прошло несколько лет, а последствия краха одного-единственного, не самого крупного банка ощущаются до сих пор. Неспособность американских властей купировать последствия этого банкротства вызвала глобальный финансовый кризис и глубокий экономический спад в большинстве развитых стран. Но истинный ущерб становится понятным только сейчас.
Период застоя – новый термин, все чаще появляющийся в речах экономистов-аналитиков, он означает замедление темпов роста ВВП, и это происходит сейчас в большинстве стран мира. Причины этого замедления просты. Они кроются не в неправильной монетарной политике государств, а в тех экономических проблемах, которые благодаря банкротству Lehman Brothers и последовавшему за ним кризису были выявлены, появились или усилились.
Виноват не только Lehman Brothers
Серьезно подорвана репутация торгового финансирования, и никакой, даже идеальной монетарной политикой этого не поправить. Два десятилетия политики и экономисты рассматривали расширение сектора сложных финансов как признак экономического здоровья. С одной стороны положение этого сектора и его посрамление - вполне заслуженно. С другой - то, что доверие к нему равно нулю означает, что выполнять даже элементарные свои функции он больше не сможет. А ведь именно на долю этого сектора выпадали сбор сохраненных денег, распределение инвестиций и убытков, и пр.
Достаточно себя запятнали и центральные банки. До кризиса они вовсю пользовались репутацией защитников от гиперинфляции и дефляции, борцов за низкий уровень безработицы и устойчивый рост ВВП. Теперь же все убеждены, что на самом деле центральные банки не властны над этими явлениями. А значит, их действия и слова не могут быть ориентиром для инвестирования или расходования средств.
Попали в немилость и экономисты, пропагандировавшие умеренность. Впрочем, многие из советов, которые они давали после кризиса, были по-настоящему хороши. И если бы не подмоченная репутация, им удалось бы убедить лидеров развитых стран тратить и занимать столько, чтобы экономический импульс был восстановлен.
Когда симптомы превращаются в диагноз
Достаточно была травмирована и реальная экономика. На правительственном уровне все более ярко проявляются экономические ошибки, допущенные политиками. Штаты и большая часть Европы поскупились на инвестиции в инфраструктуру. Они не занимались такими проблемами как старение населения или создание рабочих мест, позволив им превратиться в фундамент для краха.
Проблема работы, конечно, не нова – она всегда была скрытой в современной экономике. Последние десятилетия разрушать рабочие места стало делом более простым, чем их создавать. А кризис просто превратил потенциальную угрозу в бесконечную проблему. По обе стороны Атлантики молодежь, вступающая в трудоспособный возраст, не имеет возможности найти достойную работу. А часто не имеет и вовсе никакой.
И, наконец, социальные сферы. Финансовый беспорядок, не имеющий пока решения, усугубил все проблемы этого сектора. Количество бедняков увеличилось, прослойка среднего класса истончилась, а неравенство стало еще большим. И все это – на фоне огромных долговых проблем, которые нельзя решить из-за безработицы. К тому же во многих странах Европы пришлось сократить социальные программы, в том числе и финансирование образования и здравоохранения.
И все это произошло из-за банкротства одного маленького банка. Современная экономика оказалась не только сложной, но и взаимосвязанной системой. К сожалению, некоторые составляющие этой системы показали свое, мягко говоря, несовершенство – как, к примеру, те же коммерческие банки, которые, воспользовавшись лояльностью регуляторов, совершали финансовые преступления и до кризиса, и в его разгар. А Lehman Brothers был просто первой ласточкой.