Америка хочет разделить свои банковские конгломераты
Сама структура Citigroup возникла в результате поглощения более мелких компаний, и этот процесс длился не одно десятилетие. Сегодня же Сэнди Уэйл, который стоял у истоков такого монополистического слияния, сам впервые заговорил о том, что кризис остановит только обратный процесс – разделение.
Сэнди Уэйл вошел в финансовую историю как «архитектор современного банковского конгломерата». Представьте, какой резонанс вызывает его теперешняя позиции, которая ратует за отделение инвестиционных подразделений от общей структуры банков.
Истоками массового слияния стала отмена закона Гласса-Стигалла, которая долгие годы запрещала американским негосударственным банкам иметь дело с ценными бумагами и облигациями. Причем ярым противником этого законопроекта был в свое время и сам Сэнди Уйэл. Закон был принят еще во времена Великой американской депрессии как мера по борьбе с экономическим обвалом в 1929 году. Тогда Рузвельт подписал этот запрет, который существенно ограничивал участие коммерческих банков на рынке ценных бумаг и ввел обязательную страховку всех банковских вкладов. Это во многом определило характер развития экономических и финансовых отношений в США на многие последующие годы.
Сегодня слова 79-летнего банкира уже не так оптимистичны по поводу практики создания банковских конгломератов: «Нам стоит только взять и разъединить инвестиционную сферу от коммерческого банкинга».
Такое заявление маститого финансиста и сам факт, что Сэнди Уйэл пересмотрел спустя годы свое же решение, вызвало огромный отклик среди мирового финансового сообщества.
Первым, кто обратил на это внимание, была Кэролин Малони – председатель комитета финансовой палаты конгрессменов США. Более того, Кэролин тут же обратилась с официальной просьбой к министру финансов США предоставить ей письменный отчет о том, каковы бы были результаты финансового кризиса в 2008 году, если бы законопроект о разделении инвестиционных структур от коммерческих был принят ранее.
Сегодня же американцы паникуют по поводу судеб таких банковских гигантов, как JPMorgan, Bank of America и Citigroup. Все чаще решением многих современных проблем видится именно в глубинной реструктуризации «сверхбанков , которые уже стали слишком большими, чтобы их банкротство не нанесло сокрушительный удар по американской экономике в целом.