26.07.2013 10:10
С 2014 году все российские банки должны будут отправлять своим клиентам оповещения обо всех операциях, которые совершаются с их счетами. Сегодня некоторые банки делают это посредством смс сообщений, взимая за это плату. Бесплатной альтернативой такой услуге станет система уведомления через Интернет-банкинг
Как сказал Марк Нахманович, заместитель председателя правления банка «Возрождение», впервые внедривший эту услугу, такая система выгодна банкам. В случае предъявления клиентом претензии о мошеннических операциях по карте, у финансовых организаций будет доказательство того, что клиент был в курсе совершенных действий.
Закон «О национальной платежной системе», предусматривающий обязательные уведомления клиентов о транзакциях, предполагалось ввести в действие еще в начале текущего года. Однако большинство банков попросили отсрочку на год, ссылаясь на недостаток информации о клиентах. Закон не налагает ограничений на способы, которыми будет сообщаться клиентам о движении средств на их счетах. Но при отсутствии такой информации клиент вправе заявить о хищении средств со счета мошенниками, и тогда банк будет обязан вернуть деньги.
Марк Нахманович заявил, что в банке «Возрождение» уже подготовились к новым требованиям. Клиентов информируют о движении средств на счете с помощью личного кабинета на сайте банка. Это дает возможность в любой момент поднять архив уведомлений и доказать, что информация о транзакции была доведена до клиента сразу после ее совершения. Клиенты могут получать уведомления и с помощью смс-сообщений. Но этот сервис в банке «Возрождение» рассматривается как дополнительный и предлагается клиентам только на платной основе.
По мнению банкиров, смс – ненадежный способ оповещения. Сообщение может быть не доставлено по вине сотового оператора, перебоев со связью или нахождения клиента вне зоны доступа сотовой сети. К тому же, клиент может сменить номер телефона. Таким образом, банк не сможет доказать, что предоставил своевременную информацию о снятии средств со счета. В то время как Интернет-информирование доступно в любом месте и одинаково удобно для банков и клиентов.
Почтовые уведомления по месту проживания банкирами в качестве средства информирования клиентов не рассматриваются. Этот способ слишком ненадежен – люди часто меняют квартиры, проживают не по месту регистрации. К тому же почтовое сообщение будет идти слишком долго. Банки склонны использовать современные способы связи.
Свобода выбора способов уведомления клиентов налагает на банки определенную ответственность. Мало передать клиенту информацию, необходимо сделать так, чтобы он ее гарантированно увидел. В этом плане Интернет признан оптимальным вариантом. По мнению председателя правления банка «Авангард» Валерия Торхова, Интернет-банк позволяет передавать подробные сведения обо всех совершенных операциях в развернутом формате. Привлекателен и факт возможности задокументировать обращение банка к клиенту.
К сожалению, банкиры не учитывают тот факт, что уровень развития интернет-банкинга в России еще не слишком высок. Активно пользуются банковскими сервисами, согласно опросам процессингового центра PayU, только 7 миллионов россиян.
Не все банки успели определиться с методом уведомлений клиентов. Главной проблемой для них стало выбрать способ, который даст стопроцентную гарантию доставки сведений. Как сообщает РБК daily, некоторые банки рассматривали даже такой абсурдный путь, как личное информирование клиента с помощью визита к нему сотрудника банковской организации. Так же в ряде банков до сих пор не определены тарифы на пользование смс-уведомлениями о движении средств по счету.
Ряд банков собирается применять комбинированные способы взаимодействия с клиентами – уведомлять их с помощью интернета и смс. По их мнению, это поможет повысить надежность доставки информации клиентам на первоначальном этапе внедрения новых правил. Как отмечают сотрудники таких банков, после вступления закона в силу, они смогут скорректировать систему оповещения, опираясь на информацию о проблемах, которые возникнут в процессе, судебную практику, отзывы клиентов. Часть кредитных организаций пока отказывается комментировать свои планы на этот счет, объясняя это тем, что система еще не разработана, не утверждена и не готова к применению.