13.08.2013 22:28
Практически во всём мире, а особенно в США, значительная часть экономики работает на киноиндустрию. Однако, в России банков или других финансовых институтов, которые готовы вкладывать средства в создание кино, практически нет из-за слишком больших рисков. Если на Западе научились сводить риски финансирования индустрии кино к минимуму, то в России, если не считать нескольких случаев, практика такая пока не сложилась. Зато на российском кинорынке распространение получила другая практика: режиссёры получают деньги в виде спонсорской помощи или кредитов от крупнейших госбанков. Безусловно, в этом случае в силу вступает административный ресурс, а значит уже неважно, провальным или успешным будет прокат той или иной картины: банк вряд ли будет требовать возврата денег.
С другой стороны нельзя говорить, что в России кинокомпания не может рассчитывать на получение от частного банка денег на фантастический триллер, на комедию или на документальное кино. Зависит всё по большому счёту от вкусов и предпочтений руководства кредитной организации, а так же от коммерческого потенциала фильма и от умения продюсеров «двигать» свой проект.
Существует в России и такая практика: кинокомпания договаривается с каким-либо банком о получении кредитных средств под залог авторских прав будущего кинопроекта. В этом случае банк, которые кредитует съёмки, получает дополнительную инвестпремию к ставке рефинансирования после того, как проект будет закончен. Банк может выдавать проекты как под залог прокатных прав, так и под залог телеправ.
Эксперты отмечают, что хотя выдача кредитов под такой залог – решение рискованное, тем не менее, кинорынок растёт, а киноиндустрия становится всё более привлекательным бизнесом. Если банк в качестве специализации остановится на кредитовании киноиндустрии, то он обречён на успех хотя бы из-за отсутствия конкурентов. Хотя многие аналитики считают, что для банков более выгодно становиться соинвесторами фильма, а не кредитовать фильм.
Стоит отметить, что кредит под залог выгоден и для продюсеров, у которых нет иного способа привлечения кредитных средств, кроме уже произведенных или запланированных проектов. Некоторые продюсерские компании берут кредиты под залог павильонов, студий, техники или офисных помещений.