1.06.2014 14:25
Статья 112-Ф3 Закона Российской Федерации, которая ограничила деятельность международных платежных систем Visa и MasterCard и внесенные соответствующие изменения в Закон РФ «О банках и банковской деятельности» дали банкам России право отказывать иностранным гражданам в обслуживании. Таким правом банки могут воспользоваться в том случае, если законодательными актами других установлены требования о предоставлении информации о счетах их граждан, открытых в иностранных государствах.
Новые изменения появились как ответная реакция на принятый в Америке закон FATCA, который требует от банков других стран, работающих с американцами передачи данных о таких клиентах, начиная с 1 июля 2014 года. Нарушение закона FATCA предусматривает серьезные последствия для российских банков, которые будет выражаться во взыскании 30% штрафных санкций от суммы проведенных операций с американским гражданином или юридическим лицом.
Украинские события приостановили процесс переговоров о присоединении России к FATCA. Однако, отдельные банки хотят обезопасить себя от таких взысканий и самостоятельно начали проводить регистрации в IRS. «Хоум Кредит», «Бинбанк», «Райффайзенбанк» первыми приступили к оформлению необходимых документов.
В Государственной Думе дорабатывается Закон, который позволил бы банкам делиться банковской тайной в пределах требований международного сотрудничества.
Возникла пикантная ситуация, которая требовала логического разрешения. С одной стороны депутатам за нарушения в соблюдении банковской тайны грозят санкции, вплоть до применения уголовного законодательства. С другой стороны, за отказ в обслуживании банком клиента, банк могут также привлечь к ответственности.
Естественно, что уменьшение клиентов нерезидентов прямо пропорционально уменьшает риск применения штрафных взысканий, которые могут иметь место за сокрытие информации о счетах иностранных граждан. Как считают эксперты банковского рынка - это и не совсем правильное решение, поскольку влияет на сокращение количества обслуживаемых клиентов, а нерезидентов не так уж и мало, и объемы расчетных и депозитных платежей.
Внесенные изменения оказались недостаточно полными и если и подсказали путь действия банкам с новыми клиентами, то не дали ответа на немаловажный вопрос о процедуре действий с клиентами, которые давно находятся на обслуживании в банке и имеют иностранную юрисдикцию. Вполне оправданной была бы следующая законодательная инициатива, предусматривающая возможность расторжения заключенных ранее договоров на обслуживание таких клиентов с подробной регламентацией действий банков. Остается не ясным вопрос о действиях кредитных учреждений с денежными средствами нерезидента, если все же договор будет расторгнут.