9.10.2012 14:47
Системами дистанционного банковского обслуживания пользуется только пятая часть россиян. Таковы данные опроса, проведённого Национальным агентством финансовых исследований. Наиболее частые причины отказа – недоступность интернета и отсутствие потребности в подобных услугах. 46% российских интернет-пользователей дистанционные банковские сервисы считают небезопасными. А многие пользователи тривиально не умеют пользоваться компьютерными системами.
Последняя причина распространяется в основном на старшее поколение, а недоверие более актуально для банковских клиентов в возрасте 25-34 лет. Низкий уровень информированности удерживает от пользования сервисов около 6% россиян. О сложность или высокой стоимости интернет-банкинга говорят примерно 4% опрошенных.
Аналитики установили, что подавляющая часть пользователей ДБО не собирается изменять методы работы со своими счетами. Ещё 7% опрошенных планируют в ближайшее время переходить на дистанционные сервисы. Как правило, это москвичи и петербуржцы в возрасте 25-44 лет.
Стоит отметить, что недоверие почти половины клиентов российских банков к различного рода системам интернет-банкинга имеет в своей основе серьезные основания. Ещё в прошлом году Россия была абсолютным лидером по числу инцидентов, которые произошли в сфере информационной безопасности с использованием вируса-трояна Carberp, который поражает системы ДБО. Последние версии этого вирусного программного обеспечения умеют красть финансы даже с компьютеров корпоративной сети, где у них нет администраторских прав.
Средний ущерб одного юридического лица, по оценкам экспертов, в результате успешной атаки хакеров может составлять 300 – 400 тыс. руб. Со счетов физических лиц средняя попытка мошеннических списаний доходит до 50 тыс. руб. В сутки фиксируется около 50 атак.
Время от времени атакам подвергаются и клиенты ДБО почти каждого российского банка. И только с 2013 года, когда вступит в силу закон «О национальной платежной системе», банки будут вынуждены возмещать потери от транзакций, не авторизованных клиентами.