31.08.2021 15:53
Потребительское кредитование для большинства жителей страны, в том числе с весьма солидным заработком, нередко остается единственным инструментом, позволяющим заметно и в кратчайшие сроки улучшить уровень своей жизни: отправиться на отдых, совершить крупную покупку, обзавестись жилой площадью, сделать ремонт или заполучить в пользование автомобиль. Кроме того, кредиты нередко становятся единственным источником финансовых ресурсов для того, чтобы получить образование или поправить здоровье кого-либо из членов семьи. Именно по этой причине закредитованность населения – общий показатель долговой нагрузки, лежащей беременеем на плечах трудящихся год от года только растет.
Представители крупнейших банков России уверены в том, что уровень просрочки по кредитам пока находится в ожидаемых пределах. Однако, количество долгов может серьезно увеличиться в ближайшие 6 месяцев. Специалисты полагают, что уже в начале 2022 году доля кредитов с просрочкой в три и более месяца может составить 30% и более от общего числа. Увы, пока нет ни одной весомой предпосылки для того, чтобы можно было говорить о сокращении количества «плохих» долгов по кредитам.
Не лучшим образом в этой области ситуация обстоит и весь этот год. Причем начиная с июня 2021 банковский сектор уже второй раз обновляется негативный рекорд. Так, во второй месяц лета количество «плохих» просрочек в три-плюс месяца составляла 24.7% процента. По итогам августа просрочка окажется выше 25%, уверено большинство специалистов. И хотя данный показатель все еще находится в пределах ожиданий, важно понимать, что последний раз нечто подобное наблюдалось в стране в 2015 году. Тогда количество просроченных кредитов со сроком неуплаты в 3 и более месяца достигла 23.5%. Все приведенные цифры касаются непосредственно потребительского кредитования.
В узкоспециализированных сегментах кредитования с погашением долго дела обстоят на порядок лучше. Для ипотеки, автомобильного кредитования и кредитных карт доля просрочек составляет показатели от 1.5% до 7%. Настолько сильно отличающиеся цифры объясняются очень просто. С одной стороны, кандидатуры потенциальных клиентов на получение больших займов рассматриваются в банках гораздо более тщательно. С другой стороны, ряд должников гасит задолженности по большим кредитам, в том числе при помощи привлечения других кредитных продуктов.