Проверки банков в Европе Ч.3 – камни преткновения
Интересно, что в ходе дискуссий по поводу стресс-тестов был поднят и вопрос об информации. Одного из руководителей германских национальных банков в Брюсселе спросили о том, насколько безопасна система его структуры? Банкир тут же ответил, что если база данных одного из «слишком больших, чтобы обанкротиться» банков столкнется с трудностями, все проблемы будут решены буквально в течении выходных дней. В дискуссию вступил и главный экономист ЕЦБ, напомнивший, что речь идет о праве собственности и деньгах налогоплательщиков. Впрочем, безопасность пока – только часть проблемы.
Как ни торопились с банковским союзом, однако же ЕЦБ уже ищет пути для того, чтобы дать задний ход – ну хотя бы на национальном уровне. Его руководители утверждают, что нельзя брать под контроль банки, пока не выяснится кто их поддерживает, кто ответит за все, если что-то пойдет не так.
Неопределенность
Происходящее означает лишь то, что министры финансов еврозоны к октябрю уже должны предоставить четкие решения, то же касается и ЕЦБ, которому необходимо двигаться вперед и официально начинать подготовку к совместному регулированию например, того же германского Агентства государственных банков. К тому же в Германии имеется собственный Стабилизационный фонд, немало поддерживающий финансовый рынок. И можно было бы приступать, вот только не все страны имеют сопоставимые евро стандартам соответствующие инструменты. В конце концов это может свестись к тому, что Европейский фонд будет вынужден помочь слабым банкам – и именно такая перспектива начала очередную закулисную борьбу. Наиболее сильно конфликт ЕЦБ с правительствами в выработке критериев для стресс-теста отразился на выпуске государственных облигаций. Эти ценные бумаги составляют значительную долю балансов многих банков, так как до недавних пор считались весьма надежными вложениями. Вот только после списания долга Греции (пусть даже и очень частичного), каждый банкир знает, что и эти инвестиции не являются полностью свободными от рисков.
Не только кредиты, но и облигации
Когда Европейская банковская администрация попыталась количественно снизить риск, связанный с облигациями, вычислить в своих стресс-тестах, проводимых в 2010 и 2011 годах, ей изначально мешало активное сопротивление европейских законодателей. Впрочем, во второй волне тестов дефолтные риски таки были учтены. И все-таки банки не обязаны формировать резервные копии суверенных долгов своих столиц. Значительный спор разразился в Совете управления ЕЦБ – тема все та же, как учесть государственные облигации в тесте балансов. Руководители центральных банков таких стран как Франция и Италия категорически выступают против списания стоимости государственных облигаций с учетом их риска. Они опасаются, что это будет означать необходимость для банков поддерживать куда большие резервы капиталов для хэджирования рисков. С другой стороны глава Бундесбанка, который предупреждает ЕЦБ о большом ущербе для репутации ЕЦБ при принятии подобных решений. Говорите, политического давления нет? Тогда, наверное, участники рынка просто не принимают происходящее всерьез.
Кто будет проводить проверки банков?
ЕЦБ уже и так пришлось пойти на компромиссы в отношении того, кто будет проверять баланс. Он-то выступал за привлечение внешних аудиторов. Вот только это могло привести к плохим результатам оценки для некоторых национальных центральных банков, которые отвечают за регулирование банковской деятельности во многих странах. Пришлось идти на компромисс – национальные регулирующие органы могут выбрать себе аудиторов сами. ЕЦБ же сможет изучить результаты с помощью консалтинговой фирмы Oliver Wyman – и даже за этот выбор их подвергли критике. В целом же кажется, что даже ЕЦБ не вполне уверен в том, что испытания пройдут, не вызвав турбулентности на рынках. Чтобы этого не произошло, Драги даже пришлось намекнуть, что он мог бы даже начать предоставлять банки кредиты столь же щедро, как это было зимой 2011-2012 года. Хотя и понятно, что
дешевые деньги для Европы - не выход.