Финансовая грамотность – лучше поздно?...
Какое аналитическое или даже публицистическое издание не затронуло сегодня тему необходимости повышения финансовой грамотности среди населения? Не менее восторженно им вторят банкиры, фиксируя рост этого самого показателя. Вот только все они умалчивают о том, чего стоит большинству заемщиков это самое повышение, что почти все свои познания они получают из личного (порой очень горького) опыта.
Берем не глядя
Как часто мы соглашаемся на потребление каких-либо финансовых услуг, в частности кредитных, не имея достаточного уровня познаний в этой области? Хуже того – чем меньше сумма займа, тем, как показывает статистика, меньший процент россиян удосужится прочесть то, что написано в кредитном соглашении, тем легче будет принято решение об оформлении этого займа. Исключение составляют только очень крупные займы, да и то далеко не все, иначе не было бы так много нареканий со стороны даже ипотечных заемщиков, что мол, банки их обманули. Мы подписываем
кредитные договора, начинаем платить по ним, а спустя какое-то время понимаем, что платить-то больше нечем, что обслуживать свой долг мы попросту не в состоянии. Начинаются просрочки – сначала небольшие, технические, затем более глобальные – и вот ваше дело банк уже передал коллекторам, а для вас начались крупные неприятности.
Финансовая грамотность задним числом
И вот когда на заемщике висит уже огромных размеров долг (раза в два превышающий ту сумму, которая была изначально прописана в соглашении о займе), когда начались ночные звонки от коллекторского агентства или пришла повестка в суд, заемщик начинает понимать, что с оформлением займа он явно «погорячился», что соглашение стоило прочесть куда более внимательно, и может, не один раз, что считать свой бюджет и свободные средства нужно было более тщательно. Вот только тот факт, что это понимание все-таки пришло, ситуацию уже никак не изменит – иск предъявлен и по счетам так или иначе придется платить. Что делают в таких ситуациях большая часть заемщиков? Начинают в срочном порядке собирать информацию – от друзей и знакомых, из интернета, в юридических консультациях, куда они приходят со своими уже просроченными договорами, в надежде понять откуда же взялся такой непомерный долг и из каких средств его можно погасить. И здесь вполне логичным будет вопрос – почему эту всю информацию нельзя было собирать еще до того, как поставлена подпись на кредитном соглашении?
Шаг вперед, два назад
К сожалению, отсутствие этой самой финансовой грамотности в нашей стране – явление скорее историческое. В «капиталистических» странах построению финансовых взаимоотношений с банками и прочими финансовыми структурами потребители их услуг учились чуть ли не с пеленок – сначала на опыте родителей, затем на собственном. Причем «у них» этот опыт практически всегда начинается с самых разных консультаций, не зря одной из наиболее распространенных профессий в этой области за рубежом является специальность финансового консультанта. У большинства россиян такого опыта нет, да и кредитование по сравнению с Западом у нас является относительно «молодой» услугой». К тому же мы так и не научились по каждому вопросу обращаться к профессионалам, считая подобные консультации пустой тратой средств. Некоторые заемщики не считают нужным даже обращаться к специализированным интернет-ресурсам, на которых можно почерпнуть немало пусть и общей, но от этого не менее важной информации о кредитовании, его видах, тонкостях, подводных камнях. Вот и получается, что число проблемных кредитов растет, увеличивается количество безнадежно испорченных кредитных историй и вместе с ними растет и уровень финансовой грамотности – как говориться, лучше поздно…