Главе ФРС США стоит тщательней подбирать слова
Если вы возглавляете один из наиболее влиятельных центральных банков мира, стоило бы тщательнее подбирать слова, которые вы произносите на публике. Именно такой урок нынешней главе ФРС стоило бы извлечь из ее первого публичного выступления. Один острый на язык репортер во время мартовского интервью спрашивал о том, когда же ФРС начнет увеличивать ставки, и г-жа Йеллен предположила, что на это потребуется около 6 месяцев. Стоит ли говорить, что фраза женщины-финансиста рынками была воспринята как руководство к действию.
Цена словам
А ведь главе ФРС США стоило бы вспомнить, почему центральные банки стали так осторожны в посыле сигналов, почему все изменения в своей политике они проводят очень аккуратно, минимально освещая их и постоянно корректируя. Еще и двух лет не прошло с тех пор, как развивающиеся рынки стали заложниками решений американских политиков. Как и Йеллен сейчас, занимавший тогда пост ФРС Бен Бернанке оговорился, что регулятор, возможно, прекратит в 2013 году скупать облигации и начнет повышать ставки.
То, что произошло дальше, сложно назвать иначе как истерикой. Инвесторы массово начали выводить капиталы с развивающихся рынков в ожидании прибыльности американских ценных бумаг, которые не настолько рискованны. При этом экономики стран, переживавших такое бегство, оказались на грани краха, а курсы валют начали резко падать.
Ничего не предвещало
С тех пор ФРС пересмотрела тональность, в которой ее чиновники говорили о планах и тенденциях. Все заявления о своей политике, которая может коснуться открытых рынков, в том числе и об изменении процентных ставок, делаются в предельно взвешенных выражениях. Такие слова и словосочетания как «значительный период», «значительное время», «терпение», стали неотъемлемой частью высказываний сотрудников ФРС.
К тому же рынки о поднятии ФРС ставок даже не подозревали – видимых предпосылок к этому не было. Внутренняя инфляция по-прежнему не достигла целевого уровня, разве что последний квартал показал небольшие изменения. Но этого явно мало для подобных заявлений – аналитики поднятия ставок раньше декабря не ждали, а то и вовсе в будущем году.
Влияние политики ФРС США на другие страны
Казалось бы, изменением процентной ставки ФРС США решает внутренние проблемы, в том числе регулирование безработицы и инфляции. Но регулятору не стоит забывать о вероятности рыночной паники. Если ставки в США резко возрастут, это может вызвать хаос в тех экономиках, у которых имеются большие долларовые долги. Их валюты снова рухнут, что спровоцирует большую инфляцию, так как стоимость импорта возрастет в разы. И их центральным банкам придется поднимать уже собственные ставки, чтобы удержать экономики на плаву. А ведь некоторые страны до сих пор не оправились от той истерии, которая возникла около 2 лет назад после опрометчивых заявлений ФРС.
В своей печально известной аналитической записке, специалист из «Морган Стенли» выделил особо восприимчивые к внешним рыночным колебаниям государства. В их число попали Бразилия, Турция, Индонезия, Южная Африка и Индия. У этой хрупкой пятерки» есть все, чтобы быть наиболее уязвимыми – большие дефициты по счетам текущих операций, высокая инфляция и слабый потенциал роста. Эти страны больше всего пострадали 2 года назад, и у них ничего не изменилось сейчас. А ведь им приходится несладко – доллар за последние года полтора укрепился на 17%. При этом большинство их долгов изменяются именно американской валютой.
Стоит заметить, что внешние долги являются проблемой многих стран. Так, страны Южной Африки и вовсе находятся на грани долгового кризиса.