Британия, останься!
Европейские политики нервно ожидают выступления британского премьер-министра Дэвида Кэмерона, который обещался прояснить наконец позицию официального Лондона относительно Евросоюза. В это время на самого премьера давит крыло евроскептиков его партии, которые предпочли бы всем недоразумениям немедленный выход Британии из ЕС. В ближайшее время Альбиону придется определится со своей позицией в Европе, равно как и ЕС с тем, какую цену он готов заплатить за то, чтобы оставить Британию в своих рядах.
Споры, ссоры, недоразумения
Озабоченность европейских политиков растет, как растет и пронзительность в их речах. Высказались даже Штаты – причем высказались за то, что хотели бы видеть Британию в качестве конструктивного и активного партнера ЕС. Даже германский министр иностранных дел сказал, что его страна за евроинтеграцию, за более глубокое и улучшенное единение, но в прежнем составе – в количестве 27 участников. На ближайшее время запланирована официальная встреча министров Германии и Великобритании, которые отвечают в своих странах за взаимоотношения с Евросоюзом в целом. Британский же премьер министр в одном из последних интервью международному информационному агентству ВВС объявил, что Великобритания с удовольствием останется в рядах ЕС, если… И вот этих самых «если» вполне достаточно, чтобы дискуссии продолжались и дальше. Так, например, в числе прочих требований Лондон заявил, что доступ эмигрантов ЕС в его социальную систему должен быть наконец обуздан. Количество спорных вопросов только растет – так, буквально недавно Великобритания отвергла очередной финансовый пакт, который активно продвигала Ангела Мерхель. Впрочем, пакт все равно был принят и уже вступил в силу. Он подразумевает, что все, кто его подписал, должен начать формировать сбалансированный бюджет уж до конца текущего года, если же кто новые правила дефицита бюджета нарушит, к нему будут применены соответствующие санкции. Кроме Великобритании под этим документом не подписалась только Чехия.
Раздвоение внутри страны
Потенциальный выход Великобритании из ЕС уже не первый день является основным поводом для политических дискуссий внутри страны. Дело дошло до того, что премьер-министр уже предлагал провести партийный референдум и таким образом принять окончательное решение в отношении курса Британии. Наиболее активно это предложение поддержало правое крыло Консервативной партии – те самые
евроскептики, которые превратились из просто нескольких объединенных одним мнением человек в Партию независимости. Более того, теперь от этой партии даже не отмахнешься – как показали последние социологические опросы, «независимым» удалось занять третье место по значимости. В результате Дэвид Кэмерон оказался в весьма двузначном положении, ведь сам он как раз совершенно не против того, чтобы все оставалось как раньше. Правда, его мнение уж ничего не значит – по крайней мере, на фоне выступления большинства членов его партии против ЕС и Брюсселя, и многих опасений, что Британия попросту теряет свою суверенность. Зато представители бизнеса вовсю твердят, что экономическое благополучие страны напрямую зависит от того, насколько у нее тесные отношения с континентом, и если условия членства Британии в ЕС будут пересмотрены, от этого пострадают в первую очередь деловые отношения. Повод для беспокойства у британского бизнеса есть – половина экспортируемых товаров «уходят» именно в Европу. Чем закончатся эти переговоры – изменением договоренностей или окончательным разрывом – покажет время.