Wonga запрещено рекламировать свои микрокредиты
Пока в России всевозможные микрофинансовые организации (МФО), готовые выдать практически всем желающим кредит до зарплаты, в Европе с ними начали вести активную борьбу. Претензии к таким кредиторам вполне обоснованны – они получили слишком много прав. Чего стоит только одна возможность «влезть» в банковский счет должника, который пропустил платеж, и списывать оттуда суммы, которые кредитор посчитает нужным, без согласования с самим должником. А величина процентных ставок и вовсе поражает воображение – микрокредитор Wonga, ставший классическим представителем своего вида, за свои услуги взимал более 4 тысяч процентов в год.
Чистый доход
Конечно, микрокредиты не рассчитаны на то, чтобы ими пользовались целый год, однако даже в пересчете на месячную ставку (именно на такой срок в среднем люди берут в Wonga кредит), получалось немало. К тому же на этапе оформления многие заемщики попросту не отдавали себе отчет в том, сколько именно им нужно вернуть банку денег.
Когда приходило время эти деньги возвращать, нередко оказывалось, что ввиду неинформированности, должник просто не готов вернуть требуемую кредитором сумму. И кредитор получал доступ к его банковскому счету, выворачивая оттуда и долг, и штрафные санкции. Или только штрафные санкции и проценты, пролонгируя в одностороннем порядке кредитное соглашение.
Реклама и микрокредиты
Стоит ли удивляться, что жалобы на Wonga и его «коллег» множились с каждым месяцем. Однако количество желающих взять у них кредит не уменьшилось – несмотря на все предостережения. А потому регулятор помимо уже предъявленных МФО претензий выдвинул еще одно требование – убрать с телеэкранов свою рекламу.
Реклама Wonga – мультипликационная, а потому завлекала все больше клиентов. Хуже того – она нравилась детям. И Wonga пришлось в июле уйти с британского телевидения – кредитор сказал, что не хочет быть замешанным в чем-то, что повредит детям.
Впрочем, Wonga уже давно работает за пределами родины – и от нападок отечественного регулятора особо не страдает. Ее микрофинансирование в развивающихся странах и вовсе никто не контролирует. Да и, к примеру, ту же телевизионную рекламу, МФО продолжает показывать в Польше и Испании. Хотя нет - Wonga Espana свои трансляции уже прекратила. А вот в Польше за рекламу заплачено до конца года.
Мягкое внушение от Wonga
Казалось бы, чем реклама может повредить детям? Основные претензии к Wonga были из-за того, что в роликах актеры побуждали детей приставать к родителям, чтобы те больше занимали. В польских роликах можно встретить все тех же приятных, пожилых персонажей, что и в роликах, ранее показываемых на территории Британии. Прозвучали опасения, что подрастающее поколение будет чересчур зависеть от маркетинга, и что им грозит большая опасность зависимости от долгов, нежели тем, кто эти ролики посмотрел уже во взрослом возрасте.
В Британии же все пошло куда дальше рекламных роликов. Руководитель британской ветки Wonga Энди Хаст пошел навстречу Ньюкаслу, согласившись удалить логотип кредитора из детского комплекта учебных материалов и нашивок на рубашках. Словом, пришлось компании полностью пересматривать свою маркетинговую политику, чтобы даже случайно не обратиться к слишком молодым или морально уязвимым людям.