Падение цен на нефть: последствия в масштабах одного государства
Падение цен на нефть уже окончилось, стоимость черного золота более-менее стабилизировалась, хотя возвращаться на прежние позиции она не спешит. И все страны начали подсчитывать прибыли и убытки, которые принесла им подешевевшая нефть. Больше всего, конечно, обрадовались потребители, так как в европейских странах, скажем, бензин подешевел ощутимо. Зато в стане экспортеров нефти – задумчивое затишье, здесь подсчитывают полученный ущерб.
В первой десятке
В 2013 году Венесуэла была признана 7 по величине экспортером нефти. Более того, 96% своей экспортной выручки эта страна получает от продажи нефти и от работы смежных отраслей. В доле выручки страны в целом - это 45%, что очень много. Стоит ли удивляться, что каждый доллар, которым отметилось падение цен на нефть, так болезненно отражается на состоянии экономики Венесуэлы.
Долгое время бесхозяйственность, с которой распоряжались ресурсами страны ее политики, покрывалась быстро растущими нефтяными доходами. Причем полученные деньги расходовались на популистские социальные программы. Да, социальные показатели страны улучшились, но при отсутствии конкурентоспособных иных отраслей производства и экспорта, эффект сохранялся недолго, лопнув вместе с падением цены на нефть.
Самая высокая в мире инфляция
До недавнего времени правительство Венесуэлы вполне успешно контролировало поступление и продажу импортируемых товаров. Вполне предсказуемо это привело к дефициту товаров первой необходимости – с прилавков исчезли кофе, молоко, лекарства, мыло и пр. При этом экспансивная монетарная политика и дефицитное расходование уже к декабрю минувшего года привело к инфляции размером в 63,6%. На очереди – лимитированная продажа продуктов.
Падение цен на нефть заставляет пересмотреть прогнозы
А ведь Венесуэла, Нигерия, Ирак и Эквадор почти умоляли ОПЭК ограничить добычу нефти, чтобы ее цена пошла вверх. Но Саудовская Аравия, которая может себе позволить переждать падение стоимости «черного золота», ответила отказом. При этом спрос на нефть растет незначительно.
Оттого Венесуэле в текущем году стоит готовиться к дальнейшим экономическим и политическим потрясениям и нестабильности. Тем более, что нет никаких признаков того, что хотя бы с лета нефть начнет расти в цене. А тут еще МВФ пересчитал свои прогнозы: еще в октябре на 2014 и 2015 годы Венесуэле был обещан спад в 3% и 1% соответственно. А теперь эти прогнозы пересмотрены, фонд полагает, что спад может достичь в текущем году и вовсе 7%-й отметки. Математика простая – падение цен на нефть на 10 долларов снижает торговый баланс Венесуэлы на 3,5%. Что влечет за собой фискальные проблемы и еще больший экономический спад.
Падение по умолчанию
После неудачной попытки повлиять на других производителей нефти и продолжившемся снижении стоимости нефти негативные перспективы Венесуэлы начали усугубляться по инерции. И сама страна, и ее нефтяные компании в предыдущие годы наделали много долгов. И активы этих компаний в случае дефолта могут быть конфискованы. При этом рейтинговые агентства продолжают снижать рейтинг Венесуэлы, хотя казалось бы, уже некуда.
И тут ко всему так не вовремя в мире начались сражения на валютных рынках. И пусть свиста пуль не слышно, урон от валютных войн ничуть не меньший, чем от реальных сражений. Но если одни страны участвуют в этом намеренно, поддерживая или снижая курс своих валют, то другим приходится только констатировать последствия. Самый яркий пример - поднятие ставок ФРС, которые спровоцировали девальвацию валют стран развивающегося мира. Пострадал среди прочих и курс боливара.