Как правильно начать бизнес в Индии?
Все те мирового масштаба компании, которые имеют свои представительства в Индии, в последнее время начали констатировать серьезный рост продаж своей продукции. Procter & Gamble и Amway, Unilever, PLC и многие другие организации, представляющие самого разного рода продукцию, поспешили на весь мир объявить о том, что Индия – просто земля обетованная для тех, кому нужно выйти на новый рынок потребителей. Разумеется, предприниматели «сделали стойку» и начали разворачиваться от освоения европейских стран к стране магараджей. Однако как показала практика, не все так просто и многие пришедшие на индийский рынок предприниматели ушли с него «несолоно хлебавши». Аналитики же решили выявить закономерности этих провалов и предоставили общественности 4 заблуждения, которые и стали причиной краха для многих бизнесменов.
Заблуждение первое: Индия – страна монолитная
Почему-то никому не придет в голову утверждать такое о, например, Соединенных Штатах. Вместе с тем Индия хотя и является единым государством, но состоит из 28 штатов, причем только официальных языков в этой стране – 23. Поэтому маркетологам, «пробующим» себя на этом рынке проще будет (а главное, результативнее) воспринимать его как, например, воспринимаются европейские страны. Так, например, компаниям, продающим продукцию по уходу за кожей, приходится учитывать, что линии для сухой кожи будут больше раскупаться в северных штатах с их холодными зимами, зато в штатах с повышенной влажностью эту линию приобретать просто никто не будет. Кроме всех прочих факторов прежде чем предлагать свою продукцию, придется учесть и социальный аспект, который отличается от того, который наблюдается в Европе или Штатах. Так, например, в Штатах типичные минивэны или внедорожники воспринимаются как машины, предназначенные для мам-домохозяек. В Индии же это машины коммерческого направления, в частности такси. Все эти нюансы и различия придется учесть, ведь неправильно определив целевых покупателей, вы рискуете обречь свой бизнес на провал.Заблуждение второе: можно применить полученный в Китае опыт
В экспансии европейских (в том числе и российских) предпринимателей на Восток можно заметить некоторую закономерность. Сначала все «пробуют на зуб» Китайскую Республику, а затем, думая, что все поняли о специфике торговли в этой части нашей планеты, сразу же направляются в Индию, дабы там продолжить свое триумфальное шествие. При этом мало кто учитывает, что индийский бизнес не имеет почти ничего общего с китайским. Индия – демократическая страна со свободной прессой и собственной фондовой биржей, возраст которой превысил 125 лет. И в решении всех внутренних проблем правители этой страны мудро ориентируются на различия в масштабах страны в инфраструктуре, географических особенностях, языковых различиях, культуре и пр.Заблуждение третье: главное – выбрать дистрибьютора
Казалось бы, что может быть разумнее? В России у компании главное представительство, по дистрибьютору у нее в странах-соседях, еще один, допустим, в Китае. Почему бы в Индии не пойти по тому же пути? Увы, очень немногие компании обошлись на территории Индии всего одним дистрибьютором, как правило, чем в большем количестве штатов вы планируете развернуть свою деятельность, тем больше представителей вам понадобится для успешного бизнеса. Основной причиной такой ситуации является некоторая путаница с налоговой базой, которая в разных штатах может отличаться.Заблуждение четвертое: уверенность в успехе тех, «кто оттуда родом»
Даже если в вашем штате среди ведущих управленцев есть выходец из Индии, даже если периодически он наведывается на родину проведать свою семью, это совершенно не означает, что назначение его на пост представителя вашей компании гарантирует успех вашему делу. Индия меняется на глазах и успешность в бизнесе здесь гарантирована только тому, кто постоянно вращается в местной среде, кто имеет возможность отслеживать все изменения – от ценовых до законодательных.